Иван IV(Грозный). Реформы конца 40 – 50-х гг.XVI в.

История » Отечественная история » Иван IV(Грозный). Реформы конца 40 – 50-х гг.XVI в.

С утверждением на престоле ИванаVI Васильевича, венчавшегося на царство в 1547г., начинается бурное реформирование устоев жизни московского общества. Ограничивались властные полномочия Боярской думы. В противовес этому законосовещательному органу с 1549гю стали созываться сословно – представительные учреждения – Земские соборы, куда наряду с царем, представителями Боярской думы, высшего духовенства, входили выборные от низших сословий. Принимая решения всем составом участников, Земские соборы созывались по мере необходимости, для решения наиболее важных вопросов – венчание на царство, объявление войны или заключение мира, определение налоговой политики.

Изданием Судебника 1550г. был сделан шаг к ограничению полномочий «кормленщиков». В 1555-1556 гг. в ходе земской реформы кормления были полностью отменены. «Кормленичий доход» наместников и волостелей заменялся общегосударственным налогом, из средств которого государственная казна субсидировала служилых людей.

В результате приказной реформы была упорядочена система исполнительной власти и управления включавшая 22 приказа, делившиеся на три вида: 1)функциональные(Разрядный, Ямской, Посольский, Поместный…); 2)территориальные, ведавшие отдельными территориями и разрядами населения(приказ Сибирского дворца, Земский приказ…); 3)дворцовые, т.е. обслуживающие потребности царского двора.

С принятием в 1556 г. «Уложения о службе» не только усиливалась военная мощь государства, но и устанавливался единый порядок организации воинской службы.

Наряду со службой «по отечеству» с 1550 г. формировался порядок службы «по прибору».

Преобразования 1550-х гг.не только укрепляли государство, примиряя интересы царя, боярства и формирующихся сословий, но также направляли развитие России на путь сословно – представительной монархии. Однако слабые ростки всесословного государства были вскоре уничтожены политикой опричного террора.

Глава 34
Сравните представления о мире человека XV в. и начала XX в. Что изменилось? Почему? XV в. – эпоха Возрождения – эпоха, направленная на человека как центра культурного развития (антропоцентризм), центра мира. Если раньше систему ценностей человека строила церковь, а в центре ее был Бог, то постепенно с многочисленными конфликтами религи ...

Язычество на Руси. Религиозная реформа Владимира Святославича. Принятие Русью христианства: причины и значение
Древние славяне были язычниками. они поклонялись физическим божествам, явлениям природы и душам усопших.верховным божеством у славян был Перун,божество молнии.славян очень завораживало сверкание молнии и гром.у славян существовали языческие обряды,наприме,после сбора зерновых культур. первосвященник накануне должен был вымести святилище ...

Проблемы промышленного переворота во Франции в конце ХVIII в.—1860-е гг.
Большое влияние на социально-экономическое развитие Франции оказали революционные события конца ХVIII в., в результате которых в стране были созданы необходимые условия для перерастания мануфактурного производства в фабричное: решен аграрный вопрос, отменена цеховая система, введены экономические свободы. Наступившие затем времена Консу ...