Культура
Страница 1

Кир II построил город на месте Пасаргад и руины древнего города должны быть отнесены ко времени основателя Ахеменидской державы. Развалины Пасаргад находятся в 43 км по прямой (самолетом) к северу от Персеполя; если добираться по дороге, то это расстояние удваивается. Город лежит на высоте около 1800 м над уровнем моря (та же отметка у Хамадана), так что в качестве зимней резиденции он был малоудобен.Эти надписи кратки и фрагментарны, но вызывают большой интерес. В одной из них, сохранившейся в трех версиях — древнеперсидской, эламской и аккадской и составленной в обычной для царских надписей форме, говорится: «Я — Кир, царь, Ахеменид». Эта надпись повторяется, по меньшей мере, пять раз на пяти колоннах дворца в Пасаргадах. Она является в настоящее время основным аргументом для тех исследователей, которые считают, что древнеперсидское слоговое письмо употреблялось еще до Дария. Однако наличие сходных формул с именем Дария в надписях па гирях, относящихся, несомненно, ко времени после Дария, ослабляет убедительность этого аргумента. Весьма стандартный тип ахеменидских кратких надписей указывает на то, что древнеперсидская клинопись имела весьма ограниченное применение, она употреблялась главным образом при Дарии и, возможно, была изобретена в его правление. Доказано, что другая надпись с именем Кира из Пасаргад была высечена при Дарии — об этом свидетельствуют обнаруженные недавно новые фрагменты надписи, а также явно более поздняя дата сооружения здания, в котором была найдена надпись. Отсюда следует, что многие постройки в Пасаргадах были возведены уже при Дарии, а не при Кире.

В глубокой древности был широко распространен культ великой богини-матери, символа деторождения и плодородия. В Эламе ее называли Кирисиша, и на протяжении всего парфянского периода ее изображения отливались на луристанских бронзовых изделиях и выполнялись в виде статуэток из терракоты, кости, слоновой кости и металлов.

Жители Иранского нагорья поклонялись и многим божествам Месопотамии. После того как первая волна ариев прошла через Иран, здесь появились такие индоиранские божества, как Митра, Варуна, Индра и Насатья. Во всех верованиях непременно присутствовала пара божеств - богиня, олицетворявшая Солнце и Землю, и ее супруг, олицетворявший Луну и природные стихии. Местные боги носили имена племен и народов, которые им поклонялись. В Эламе были свои божества, в первую очередь богиня Шала и ее супруг Иншушинак. Ахеменидский период ознаменовался решительным поворотом от политеизма к более универсальной системе, отражающей вечную борьбу между добром и злом. Самая ранняя из надписей этого периода - металлическая дощечка, изготовленная до 590 до н.э., - содержит имя бога Агурамазды (Ахурамазды). Косвенным образом надпись может являться отражением реформы маздаизма (культа Агурамазды), осуществленной пророком Заратуштрой, или Зороастром, о чем повествуется в Гатах, древних священных гимнах.

Личность Заратуштры продолжает окутывать тайна. По-видимому, он родился ок. 660 до н.э., но, возможно, значительно раньше, а может быть, и много позже. Бог Агурамазда олицетворял доброе начало, истину и свет, по-видимому, в противовес Ариману (Ангра-Манью), олицетворению злого начала, хотя само понятие Ангра-Манью могло появиться и позднее. Личность Заратуштры продолжает окутывать тайна. По-видимому, он родился ок. 660 до н.э., но, возможно, значительно раньше, а может быть, и много позже. Бог Агурамазда олицетворял доброе начало, истину и свет, по-видимому, в противовес Ариману (Ангра-Манью), олицетворению злого начала, хотя само понятие Ангра-Манью могло появиться и позднее. В надписях Дария упоминается Агурамазда, а рельеф на его могиле изображает поклонение этому божеству у жертвенного огня. Летописи дают основание полагать, что Дарий и Ксеркс верили в бессмертие. Поклонение священному огню происходило как внутри храмов, так и на открытых местах. Маги, первоначально члены одного из мидийских кланов, превратились в наследственных жрецов. Они надзирали за храмами, заботились об укреплении веры, исполняя определенные ритуалы. Почиталась этическая доктрина, основанная на добрых помыслах, добрых словах и добрых делах. На протяжении всего Ахеменидского периода правители весьма терпимо относились к местным божествам.

Страницы: 1 2

Сербия в Балканских войнах 1912-1913 гг.
Угроза военных действий 1909 г., когда Европа находилась на пороге войны в связи с аннексией Австро-Венгрией Боснии и Герцеговины, была ликвидирована усилиями держав, но проблемы противостояния и соперничества на Балканах остались. Произошла открытая конфронтация Сербии и Австро-Венгрии, сопровождавшаяся в обеих странах активной подгото ...

Подготовка к контрнаступлению
Донской фронт был образован 30 сентября 1942 года. В составе: 1-я гвардейская армия, 21-я, 24-я, 63-я, 66-я армии, 4-я танковая армия, 16-я воздушная армия. Принявший командование генерал-лейтенант Рокоссовский активно принялся осуществлять «давнюю мечту» правого фланга Сталинградского фронта – окружить немецкий 14-й танковый корпус и с ...

Коренной перелом в ходе войны. Победы над фашизмом
Победа под Москвой развеяла миф о непобедимости германских войск и похоронила план "блицкрига". Народы всего мира узнали, что Красная Армия способна побеждать вермахт. Турция и Япония воздержались от вступления в войну на стороне фашистской Германии и ее союзников. В странах Западной Европы' усилил ось антифашистское сопротивл ...