Поволжье
Страница 4

При рассмотрении данного вопроса представляют интерес и материалы средневековой картографии. Одна из подробнейших карт этого района, составленная в середине XIV в. итальянскими купцами Пицигани, размещает булгарские города исключительно в Закамье и вдоль течения Камы. К северу же от Камы, на берегу Волги, помещен лишь один город - Кострома. Отсутствует Казань и на карте Каталонского атласа 1375 г., и на карте Фра-Мауро начала XV в.

Из сказанного выше с определенностью вытекает, что основание Казани в XII в. не подтверждается ни источниками, ни анализом политической ситуации того времени. Об отнесении возникновения Казани ко времени правления золотоордынского хана Бату нет прямых сообщений в письменных источниках.

Во время правления Бату действительно начинается постепенное оживление городской жизни, развитие которой было прервано монгольским нашествием. Бату заложил на Нижней Волге свою столицу - Сарай; в степях, особенно у переправ через крупные реки, появляются небольшие поселки, населенные пригнанными сюда русскими и булгарами. Однако первоначальный период правления Бату характеризуется не закладкой новых, а восстановлением старых городов в связи с неотложной необходимостью скорейшего создания оседлого административного центра государства. Этим центром Бату временно избрал г. Булгар, где началась чеканка первых золотоордынских монет. С этого времени происходит быстрое развитие города, что подтверждается письменными и археологическими источниками. Булгар XIII-XIV вв. был признанным международным центром торговли на территории бывшей Волжской Булгарии; второго подобного ему центра в этом районе Волги не было.

Отсутствие убедительных аргументов в пользу возникновения Казани в XII или XIII вв. сводит суть вопроса к возможно более точной конкретизации времени основания города на протяжении XIV в. Его бесспорное существование в XIV в. подтверждается надежными летописными свидетельствами. Наиболее раннее из них содержится в Рогожском летописце под 1391 г. при описании похода ушкуйников, разграбивших Джукетау и Казань. Сообщение это повторяется в Симеоновской летописи и Московском своде 1479 г. Второй раз Казань фигурирует в Новгородской IV летописи под 1395 г. при описании большого похода русских войск, сопровождавшегося разгромом Булгара, Джукетау, Казани, Кременчука. Таким образом, в последнее десятилетие XIV в. Казань представляется крепостью или городом, значение которого уже не могли недооценить русские войска.

Для устройства своей резиденции и административного центра владений правивший тогда хан Хасан выбрал место недалеко от устья нынешней реки Казанки, в 120 км севернее Булгара. Основание города именно здесь имело два неоспоримых для того времени преимущества. Во-первых, город получал по р. Казанке выход к Волге и фактически находился на ней. Во-вторых, он был незаметен с Волги, так как отстоял от нее на расстоянии нескольких километров. Второго места, столь же удобного и отвечавшего таким требованиям, в этом районе волжского левобережья нет.

Новый город, основанный князем Хасаном в 1370 г., получил имя своего основателя. Такой обычай был широко распространен у волжских булгар.

Страницы: 1 2 3 4 5

Государственное устройство в Персиде и в землях, завоёванных в результате походов Кира Великого и Камбиза II к концу правления Камбиза II. Административное устройство
Во главе новых административных округов стояли сатрапы. Из труда Геродота (III, 89 и ел.) вытекает, что должность сатрапа впервые была введена Дарпем I. Однако титул сатрапа существовал еще до возникновения Мидийской державы для обозначения самостоятельных вождей в Северо-Западном Иране [24, с. 154 и 323—324; 25, с. 303]. Возможно, долж ...

Политика опричнины: ее цели и последствия.
Опричнина (1565-1572 гг.) была не случайным явлением, а обуславливалась глубокими внутренними причинами, борьбой различных тенденций социального и политического развития страны, прежде всего по вопросу о методах дальнейшей централизации государства. Опричнину вызвали субъективные причины, главным образом, свойства личности монарха, тог ...

Язычество на Руси. Религиозная реформа Владимира Святославича. Принятие Русью христианства: причины и значение
Древние славяне были язычниками. они поклонялись физическим божествам, явлениям природы и душам усопших.верховным божеством у славян был Перун,божество молнии.славян очень завораживало сверкание молнии и гром.у славян существовали языческие обряды,наприме,после сбора зерновых культур. первосвященник накануне должен был вымести святилище ...