Заключение
Таким образом, в первой половине XVI в. в Западной и Центральной Европе развернулось широкое общественное движение, антифеодальное по своей социально-экономической и политической сути, религиозное (антикатолицистское) по своей идеологической форме. Поскольку ближайшими целями этого движения являлись «исправление» официальной доктрины римско-католической церкви, преобразование церковной организации, перестройка взаимоотношений церкви и государства, постольку оно стало называться Реформацией. Главным очагом европейской Реформации была Германия.
Политико-правовой аспект лютеранства оказался чрезвычайно плодотворным для практики государственного строительства и правотворчества Нового времени. В первую очередь восприняты были идеи о равенстве и равном достоинстве людей, свободе совести, независимости человеческой личности от государства, личностных границах деятельности государственной власти. Немаловажную роль сыграли представления Лютера о политике как разновидности службы Божьей и, одновременно, ремесле (эту идею позднее развил Ж. Кальвин). Мысль Лютера о доступном законе впоследствии была развернута в цельную доктрину деятелями Просвещения и, особенно, Дж. Бентамом.
Политико-правовые аспекты учения Кальвина невозможно оценить однозначно. В наши дни его этатизм, фатализм и непреклонность по отношению к инакомыслию вряд ли найдут себе поклонников. И все же кальвинистская идея о мирском призвании оказалась революционной. Основанная на нем трудовая этика стала мощным фактором не только экономического, но и социально-политического развития стран Европы и Америки.
[1] Графский В. Г. История политических и правовых учений. - М., 2005. – С. 72.
[2] История политических и правовых учений: Хрестоматия / под ред. О. Э. Лейста. - М., 2000. – С. 81.
[3] История политических и правовых учений / под ред. В.С. Нерсесянца. – М., 2000. – С. 135.
[4] Крестовская Н.Н., Цвиркун А.Ф. История политических и правовых учений. – М., 2002. – С. 85.
[5] Нерсесянц В. С. Философия права. - М., 1997. – С. 60.
[6] Маграт А. Богословская мысль Реформации. – Одесса, 1994. – С. 80.
[7] Кальвин Ж. Наставление в христианской вере. – М., 1998. – . 61.
Глава 28
Ш.Л. Монтескье утверждал: «Англия — страна, страстно преданная свободе; свобода — ее реальность. Государство, подобно ночному сторожу, охраняет свободу и имущество граждан». Согласны ли Вы с этой точкой зрения? Какие права и свободы имели англичане в XVIII в.? Как изменилась ситуация к началу XX в.?
Англия – страна, которая традиционно ...
Основные принципы производственной деятельности и
социальной политики Г. Форда
“В новый век - на экипажах без лошадей! ” - таков был лозунг пионеров автомобильного дела на рубеже XIX-XX столетий. Однако новый век начинался с размышлений о том, для чего, собственно, нужен экипаж без лошадей, в чём его польза и может ли он конкурировать на рынке транспортных услуг? [44, c.41].
Генри Форд прекрасно понимал перспекти ...
Эпоха дворцовых переворотов. Общая характеристика внутренней и внешней
политики России в это время
После смерти Петра I стал вопрос о престолонаследии. Из претендентов на трон по мужской линии был лишь один внук Петра I - Петр Алексеевич (будущий Петр II). По женской линии наибольшие шансы имела последняя супруга Петра – Екатерина1. Екатерину1 поддерживали: Меншиков, Ягужинский, Толстой, Макаров, Прокопович, Бутурлин. Внука Петра под ...