Заключение

Таким образом, в первой половине XVI в. в Западной и Центральной Европе развернулось широкое общественное движение, антифеодальное по своей социально-экономической и политической сути, религиозное (антикатолицистское) по своей идеологической форме. Поскольку ближайшими целями этого движения являлись «исправление» официальной доктрины римско-католической церкви, преобразование церковной организации, перестройка взаимоотношений церкви и государства, постольку оно стало называться Реформацией. Главным очагом европейской Реформации была Германия.

Политико-правовой аспект лютеранства оказался чрезвычайно плодотворным для практики государственного строительства и правотворчества Нового времени. В первую очередь восприняты были идеи о равенстве и равном достоинстве людей, свободе совести, независимости человеческой личности от государства, личностных границах деятельности государственной власти. Немаловажную роль сыграли представления Лютера о политике как разновидности службы Божьей и, одновременно, ремесле (эту идею позднее развил Ж. Кальвин). Мысль Лютера о доступном законе впоследствии была развернута в цельную доктрину деятелями Просвещения и, особенно, Дж. Бентамом.

Политико-правовые аспекты учения Кальвина невозможно оценить однозначно. В наши дни его этатизм, фатализм и непреклонность по отношению к инакомыслию вряд ли найдут себе поклонников. И все же кальвинистская идея о мирском призвании оказалась революционной. Основанная на нем трудовая этика стала мощным фактором не только экономического, но и социально-политического развития стран Европы и Америки.

[1] Графский В. Г. История политических и правовых учений. - М., 2005. – С. 72.

[2] История политических и правовых учений: Хрестоматия / под ред. О. Э. Лейста. - М., 2000. – С. 81.

[3] История политических и правовых учений / под ред. В.С. Нерсесянца. – М., 2000. – С. 135.

[4] Крестовская Н.Н., Цвиркун А.Ф. История политических и правовых учений. – М., 2002. – С. 85.

[5] Нерсесянц В. С. Философия права. - М., 1997. – С. 60.

[6] Маграт А. Богословская мысль Реформации. – Одесса, 1994. – С. 80.

[7] Кальвин Ж. Наставление в христианской вере. – М., 1998. – . 61.

Характерные черты личности Гитлера
Нельзя преувеличивать значение личности Гитлера, однако, нельзя и игнорировать ее. Фигура Гитлера является уникальной не только в силу беспрецедентных зверств и жестокостей, которые требовались по его приказам, но и потому, что до сих пор он окутан ореолом некой загадочности, тайны (в противоположность ему Муссолини был ясен, как открыт ...

Студенческие организации в конце XIX начале XX века. Реакционные студенческие организации
Студентам запрещалось создавать организации, но многие состояли в неформальных «землячествах» – группах выходцев из одного города или губернии. Землячества устраивали выступления в случае конфликтов с администрацией. После 1905 г. землячества, кассы взаимопомощи, кружки, художественные и научные, были разрешены. Порой они становились пр ...

Эллада и иконоборство
После кратковременного пребывания императора Констанция в Афинах этот город опять от нас скрывается в тьму, не имеющую истории. Долгое время на забытый город не падает ни единого проблеска света. Только вследствие знаменитой распри из-за поклонения иконам при Льве III, основателе Исаврийской династии, Греция временно пробуждается опять ...