Революция 1905-1911 гг. в Иране. Первый этап революции. Принятие Конституции

История » Революция в Китае, Иране, Турции » Революция 1905-1911 гг. в Иране. Первый этап революции. Принятие Конституции

В условиях резкого обострения внутренней политики и социальных противоречий и противоречий между империализмом и растущим стремлением к укреплению национальной независимости Ирана, а также при наличии тесных связей Ирана с Россией русская революция 1905 г. явилась толчком, вызвавшим антифеодальную и антиимпериалистическую революцию 1905—1911 гг. в Иране. Ремонт телевизора на дому вызов телемастера на дом.

Революция в Иране началась в декабре 1905 г. массовыми народными демонстрациями и бестами в Тегеране, участники которых требовали отставки реакционера Айн-эд-Доуле с поста первого министра, увольнения с занимаемых постов бельгийца Науса и губернатора Тегерана Ала-эд-Доуле, создания "Адалят-хане" — "Дома справедливости" — для разбора жалоб населения на основе справедливых и равных для всех законов. Вслед за Тегераном народное движение, во главе которого стояли духовенство, либеральные помещики и буржуазия, стало развертываться в Ширазе, Мешхеде и других городах и областях Ирана. Во время новой волны народных демонстраций и всеобщих забастовок, проходивших в июне — июле 1906 г. и охвативших Тегеран, Тебриз, Исфаган, Шираз, были выдвинуты требования ввести конституцию, созвать парламент — меджлпс, обеспечить защиту личности и собственности и другие буржуазные права.

Под давлением растущего народного движения 5 августа 1906 г. был опубликован шахский указ о введении конституции, а 9 сентября — положение о выборах в меджлис, которое предусматривало двухстепенные выборы по куриальной системе, высокий возрастной и имущественный ценз, лишение избирательных прав всех женщин, крестьян, рабочих, городской бедноты и большинства ремесленников и мелких торговцев.

Открывшийся 7 октября 1906 г. первый иранский меджлпс выработал основной закон — первую часть иранской конституции, которая была утверждена 30 декабря умиравшим Мозаф-фар-эд-Дин-шахом. Основной закон состоял и положения о правах и полномочиях меджлиса. По конституции, власть шаха ограничивалась меджлисом, который должен был утверждать все законы и бюджет страны, предоставление концессий, заключение иностранных займов, договоров и соглашений с иностранными государствами. Законом предусматривалось также создание наряду с меджлисом верхней палаты — сената, который, однако, так и не был создан до 1949 г.

Принятием основного закона и январско-февральскимн событиями 1907 г., когда в результате решительного отпора со стороны демократических сил в Тегеране, Тебризо, Реште, Исфа-гане и других городах закончилась провалом первая попытка феодальной реакции перейти в наступление против меджлиса, завершился важный этап революции, характерный тем, что в лагере сторонников конституции еще не было классового размежевания. До тех пор либеральные помещики, духовенство, крупная буржуазия выступали за укрепление конституции вместе с мелким и средним купечеством, ремесленниками, к которым примыкала и городская беднота. Руководство движением было полностью в руках духовенства, либеральных помещиков и крупной буржуазии, за которыми шла городская мелкая буржуазия. Крестьянское и рабочее движение тогда еще не развернулось.

Рост недовольства. «Кулелийский инцидент»
Война с Россией, усилившаяся зависимость от Англии и Франции принесли новые бедствия населению Османской империи. Непосильные налоги вызывали крестьянские волнения. Нарастала борьба угнетенных народов. О силе недовольства в стране свидетельствовал раскрытый в 1859 г. заговор с целью свержения султана, в котором участвовали ученики медр ...

Екатеринбург
К апрелю 1918 года события приняли критический оборот. Большевистские власти в Екатеринбурге и Омске хотели захватить семью. Их сдерживало только то, что в Москве пока не одобряли этот план. Наконец, 22 апреля из Москвы прибыл новый комиссар Василий Яковлев, который привёз приказ, отправит семью в неизвестное место назначения. Сначала ...

Гесиод и его исторические циклы
Космическая «ститика» исторического времени в представлении древних греков воплотилась в «Теогонии» Гесиода, по которой все, что могло свершиться – уже свершилось. Гесиоду кажется, что участь людей — медленное угасание, и отсюда рождается его исторический пессимизм. Он с восторгом говорит о дозевсовом времени, когда люди процветали под ...