Внешняя политика. Казанские и Астраханские походы
Страница 2

История » Русское государство при Иване Грозном » Внешняя политика. Казанские и Астраханские походы

Правительство Ивана IV вступило на путь радикального решения казанского вопроса. На рубеже 40—50-х годов русские полки дважды неудачно ходили походом на Казань. Одна из причин — отсутствие стратегической базы, где можно было бы заранее сосредоточить необходимые для наступления силы и припасы. Этот просчет устраняется в 1551 г., когда близ Казани за короткий срок была возведена крепость Свияжск.

В 1552 г. из Москвы на Казань двинулось огромное войско. Во главе его стояли опытные полководцы — князья М. И. Воротынский, А. Б. Горбатый, А. М. Курбский. Решающий штурм состоялся 2 октября. Казанцы мужественно защищали город, бои продолжались несколько дней. Убитых было столько, что пришлось расчищать улицу для торжественного въезда царя в захваченную Казань.

Казанское царство вошло в состав Московского государства. В 1556 г. было завоевано Астраханское ханство. Позднее на время признали свою зависимость правители Сибирского ханства. С завоеванием Среднего и Нижнего Поволжья Иван IV стал титуловаться царем Казанским и Астраханским.

После падения Казани и Астрахани сопротивление коренных народов продолжалось. Особенным ожесточением отличалась борьба в Предкамье — сердце Казанского ханства. Карательные экспедиции, направленные на подавление движений в 1552—1557, 1570— 1580-х гг., сопровождались погромами, напоминавшими татарские на территории Руси. По подсчетам татарских историков, численность татарского населения в Среднем Поволжье во второй половине XVI в. сократилась не менее чем на четверть.

Отныне Волга от истоков до устья протекала в границах Московского государства. Существенно были защищены восточные рубежи: реальная угроза набегов отныне исходила в основном с юга, со стороны Крыма.

Для управления завоеванным краем в Москве создавалось дворцовое ведомство — Приказ Казанского дворца. На местах со временем возникли уезды с воеводским управлением. Представители центра — воеводы — наделялись военными и административно-судебными правами. Им помогали приказные люди — дьяки, подьячие, приказчики. К управлению краем привлекались господствующие слои нерусского населения. Они занимали второстепенные должности сотников, толмачей, старост и т. п. В крае складывалось сословие служилых татар.

Край интенсивно заселялся. Стремясь создать опору в регионе, правительство всячески поддерживало переселенцев — земледельцев и служилых людей. Большая часть завоеванной земли была отписана «на государя», что привело к созданию обширного поместного фонда вожделенной «подрайской землицы».

В Казани к концу 1560-х годов численность русского населения приблизилась к 10 тыс. против 6 тыс. татар. Правительственная колонизация была дополнена колонизацией вольной, народной: среди первых русских жителей Казани историки насчитали выходцев из 41 города Московского государства.

Возникают новые города — Самара, Саратов, Царицын, Уфа. Централизация же и хозяйственное освоение явно не поспевали за ростом государственной территории. Основная масса коренного населения за пользованием земельными, лесными, речными угодьями продолжала платить ясак.

Изменился лишь адресат: если раньше податные поступления стекались в Казань, то теперь большая их часть шла в Москву. С целью христианизации коренного населения в 1555 г. в Казани была учреждена епархия во главе с архиепископом Казанским и Свияжским.

Форпостами православия стали основанные здесь монастыри. Методы христианизации была достаточно разнообразна — от репрессий и административного нажима до предоставления новообращенным целого ряда льгот. Так, землевладельцам-мусульманам запрещалось владеть православными людьми, «чтоб в том христианским душам осквернения не было». Татары-новокрещены же уравнивались в правах с русскими помещиками.

Страницы: 1 2 3

Краткая биография Павла Александровича Флоренского
Русский религиозный философ, ученый, священник и богослов, последователь Вл. С. Соловьева. Центральные вопросы его главной работы «Столп и утверждение истины» (1914) – идущая от Соловьева концепция всеединства и учение о Софии, а также обоснование православной догматики, особенно триединства, аскетизма и почитания икон. Выдающийся мате ...

Русские земли и Золотая Орда
Разоренные монголами русские земли были вынуждены признать вассальную зависимость от Золотой Орды. Непрекращавшаяся борьба, которую вел русский народ с захватчиками, заставила монголо-татар отказаться от создания на Руси своих административных органов власти. Русь сохранила свою государственность. Этому способствовало и наличие на Руси ...

Действия и успехи МиГов.
МиГи тоже действовали эшелонами: вместо одной массированной атаки последовало несколько поэтапных, расстрелявшие боезапас машины не уходили домой, а осуществляли психические атаки. Когда американцы все же добрались до моста, в небе находилось более 150 самолетов, устроивших воздушную карусель. Американцам не удавалось выяснить, какие Ми ...