Закрепление кастового устройства в праве древневосточных государств

История » Кастовая организация в странах Древнего Востока » Закрепление кастового устройства в праве древневосточных государств

Древнейшие основания сословного и кастового устройства связывались с космологическими принципами, заповедями религии, предписаниями морали (в современной юридической антропологии такие воззрения назвали «мононормами»), которые пошли в религиозные гимны и книги Древнего Египта («Гимн Атону», «Книга мертвых»), древнеегипетские указы и инструкции («Должностная инструкция визиру», «Указ Хоремхеба»); «Судебник» вавилонского царя Хаммурапи; «Поучения» древнешумерского мудреца Шуруппака; «Законы Моисея» и «Новый Завет»; религиозные книги, правовые тексты и политические трактаты («Ригведа», «Дхармашастры», «Лртхашастра») Древней Индии; труды древнекитайских мудрецов и древнекитайские традиционные правила[14].

В целом политико-правовые учения Древнего Востока отличали следующие признаки[15]: 1) мировоззрение имело мифологическую основу, что отражалось в наивно-религиозном методе объяснения общественных явлений, в отсутствии разработанного понятийного аппарата, в распространенности мононорм; 2) государственная власть отождествлялась, в основном, с властью царя или императора как наследника богов; 3) учения часто представляли собой этико-политические доктрины, в которых искусство управления государством подчас сводилось к нравственному совершенствованию правителей, к управлению силой личного примера; 4) как правило, учения создавались идеологами господствующих сословий и освящали социальное неравенство, но иногда господствующей идеологии противостояли взгляды угнетенных, бравших на вооружение учения, открыто критиковавшие официальные догмы (например, ранний буддизм, моизм, даосизм); 5) правовые конструкции носили прикладной и казусный характер: основное их содержание составляли проблемы регулирования процесса осуществления власти, квалификация конкретных правонарушений; довольно детально разрабатывались правила государственного управления (особенно в Древнем Египте и Китае), землепользования, религиозные и моральные запреты.

В сознании древних жителей долин рек Ганг и Инд утвердилось подчинение традиционным нормам коллектива, будь то родственники, сосед и профессиональное сообщество, каста. Такое подчинение считалось религиозным долгом - дхармой. Повседневная жизнь регулировалась неписаными правилами коллектива, но существовало и общее для индусов религиозное Предание («смри-ти» - память), которое было позднее зафиксировано в книгах о дхарме («Дхармашастрах»). В основе учений Древней Индии лежат ведические представления. «Веды» (с санскрита - «знание, ведение») - сборники религиозных и ритуальных текстов[16].

Наиболее авторитетным для своего времени признавалась «Ману-смрити» или «Манавадхармашастра» («Наставления Ману о дхарме», «Законы Ману») - знаменитый древнеиндийский источник II в. до н. э. - - -Д в.-м э.),-состоящий из 12 глав (2700 двустиший). Законы Ману включают действующий свод правил -дхарму, регламентируя все стороны жизни правоверного индуса (брак, очищение и прием пищи, искупление вины и покаяние, дхарму парей (предмет артхашастр), суд, имущественные отношения, преступления и наказания и др. В основе Законов Ману лежит и варновая система, состоящая из четырех закрытых групп, для каждой из которых существует своя дхарма. Защищается чистота варн («К брахманам, которые занимаются скотоводством, торговлей, ремеслом, являются актерами, слугами, ростовщиками, следует относиться как к шудрам»). Переход в высшие варны допускается после смерти человека как награда за терпение и кротость.)

«Законы Ману» послужили основой для многих других дхармашастр и комментариев, например, для «Нарада-смрити» («Законы Ману в изложении мудреца Нарады»), датируемой III в. Содержанием данной книги является рассмотрение судебных дел.

«Артхашастра» Каутильи («Наставления о пользе, или Наука политики»). Автором считается брахман Чанакьи (псевдоним - Каутилья) -министр-советник царя Чандра-гупты, основавшего могущественную империю Маурьев. Рукопись трактата перерабатывался и дополнялась в течение 4-3 вв. др н. э., окончательно оформилась в I в., состоит из 15 книг. Трактат посвящен различным вопросам государственного управления, а также некоторым юридическим вопросам. Основные положения учения таковы: сохранение определенной преемственности с системой дхарм. Воспроизводятся кастовые предписания, обеспечиваемые суровыми наказаниями, - о монополии жречества на отправление религиозного культа, о господстве наследственной знати и подчинении светских правителей жрецам (царь должен следовать дворцовому жрецу «как ученик учителю»)[17].