Формирование древнерусского государства

История » Древнерусское государство (IX-начало XII вв) » Формирование древнерусского государства

Государство на Руси сложилось в результате политического объединения двух центров восточных славян, Новгорода и Киева. С уверенностью о таком слиянии можно говорить лишь после 862 г. Но еще задолго до прихода в Киев дружинников Рюрика здесь существовало полусамостоятельное протогосударственное образование, номинально подчиненное хазарам. Поднепровским славянам были присущи элементы государственности: они платили дань-налог в обмен на безопасность и торговые привилегии, подчинялись надплеменным нормам права и структурам власти. Историки допускают, что доаскольдово государство в Киеве и держава Рюрика возникли независимо друг от друга и почти одновременно. При их слиянии экономическое и политическое преимущество оказалось на стороне Киева. Он был центром самого развитого племени восточных славян — полян, к тому же добровольно подчинившихся пришельцам с севера. Киев являлся старым узловым пунктом торгово-экономических связей восточных и западных стран. Наконец, от Киева открывалась дорога на Царьград.

Русь не была исключением в обширном мире славянства, который в VIII—X вв. затронул процесс образования государств. В 70-е годы VII в. произошло политическое объединение славян на Дунае, положившее начало Болгарскому государству. В VIII столетии возникла Сербия. В первой половине IX в. на левом притоке Дуная, реке Мораве, образовался Великоморавский союз чешских, словацких и моравских племен, просуществовавший всего полвека до вторжения венгров. На части его территории в верховьях реки Эльбы (славянской Лабы) сложилось Чешское государство. В середине Х в. в бассейнах рек Вислы и Варты возник союз племен, ставший ядром Польского государства. В том же столетии появилась и Хорватия.

Процесс образования государств у славян шел двояким путем: либо путем подчинения одному племенному союзу (Великая Моравия, Русь, Чехия, Польша), либо в пределах одного союза княжеств (Сербия, Хорватия, Словения). И лишь Болгарское государство оформилось путем объединения славянского союза племенных княжеств с инноэтнической общностью — протоболгарами, народом тюркского происхождения. Общей чертой для всех славянских государств, за исключением областей к югу от Дуная, отвоеванных славянами у Византии, было то, что они складывались в зоне, не входившей в ареал распространения античной цивилизации. Поэтому весь строй жизни и отношений формировался у славян неспешно, с большой долей своеобразия, как принято говорить «бессинтезным путем».

Для Руси в первую очередь имела значение специфика ее геополитической ситуации: давление степных кочевых народов, агрессивные устремления соседних развитых европейских государств, относительно слабые культурные контакты с ними, ограниченность выхода к морским торговым путям. Постепенно Русь превращалась в «оборонное общество». Подвижность общественной жизни, связанная с частыми перемещениями людей, нашествиями кочевников, колонизацией далеких окраин, предопределила преобладание идущих сверху вертикальных политических связей. Если в средневековой Европе государственная власть была слабой и обществу самому приходилось решать свои проблемы, то на Руси, наоборот, государство постепенно превращалось в верховного законодателя общественной жизни. Здесь слабее, чем в Западной Европе, шел процесс дифференциации по социальному и профессиональному признакам, медленнее развивались товарно-денежные отношения. Горизонтальные общественно-политические связи не могли укорениться здесь и по другой важной причине. Военные расходы государства при ограниченных людских и материальных ресурсах тяжким бременем ложились на население. Именно на Руси оформилось понятие «половник», ибо норма эксплуатации трудового люда часто доходила до 50%. Сказывался также характер местности, не позволявший иметь разветвленную систему коммуникаций. Освоение территории в зоне рискованного земледелия приучало русского человека довольствоваться элементарными технологиями и выработала у него «непосредственно-природный умственный взгляд». В этих условиях замедленно формировалось и правосознание, изначально отторгавшее идею о том, что приложение труда к земле может выступать основой собственности на нее и продукты ее обработки.

Итак, государственная власть на Руси выступала с самого начала как мощная организующая сила, не привыкшая встречать серьезного сопротивления своим начинаниям со стороны общества. Эto предопределило ее пристрастие к спрямленным действиям произвола и насилия. Сказался здесь и фактор иноземного происхождения правящей прослойки. И хотя варяги этнически смешивались со славянами, однако изначально существовавшее разделение на управляющих и управляемых не только закрепилось, но даже углубилось в ходе династических столкновений. Выходцы из Скандинавии сыграли активную роль в формировании изоляционистски настроенного господствующего слоя страны, хотя и не составляли его большинства. Государь на Руси не привык нуждаться в правовом обеспечении своей деятельности, поэтому идея законности и правопорядка не превратилась в общезначимую ценность. Взгляд на страну как на великокняжескую вотчину не позволял укорениться и понятию собственности даже в среде узкого круга приближенных к князю лиц

Северное Причерноморье в I тысячелетии до н.э. - V-VI вв. н.э.
На обширных территориях Восточной Европы неравномерность исторического развития нашла свое выражение в том, что одновременно с племенами, которые жили родовым строем, существовали племена, вступившие в период военной демократии. Связано это было не только с благоприятными природно-климатическими условиями и переходом к более производите ...

Пища
Национальная пища армян формировалась в тесной связи с преобладающим среди них хозяйственно-культурным типом. Напомню, что на Армянском нагорье, входящем в переднеазиатский культурный ареал, этот тип представлял собой сочетание пашенного зернового земледелия с отгонно пастбищным и оседлым скотоводством. В соответствии с этим в традицион ...

Киев в 870-е гг. и взятие его Олегом
Теперь снова обратимся к Киеву. Как мы видели, в 860 г. Аскольд и Дир объединили силы с приазовскими русскими для нападения на Константинополь. Известно, что после кампании 860 г., по крайней мере, некоторая часть русских была обращена в христианство и оказалась под владычеством епископа, чей престол был, предположительно в Тмутаракани. ...