"Великие реформы" 60-70-х гг. XIX в.: судебная, земская, городская, военная, народного образования, их историческое значение

История » История России с древних времен » "Великие реформы" 60-70-х гг. XIX в.: судебная, земская, городская, военная, народного образования, их историческое значение

В 1864 г. Александр II провел земскую реформу. Было издано "Положение о губернских и уездных земских учреждениях", создавались выборные органы местного самоуправления — земства. Они были призваны решать проблемы населения, частично возместить дворянам утрату прежней власти.

В губерниях и уездах создавались земские собрания-распряжали органы,земские управы — исполнительные органы. Выборы в уездные земские собрания проводились 1 раз в 3 года. Избиратели делились на три курии. В земские собрания избирали депутатовот всех сословий; во главе стоял предводитель дворянства. Преобладали в земствах дворяне, гласные от крестьян большой роли не играли. Губернатор контролировал земства и мог отменить любое решение земского собраниия. Земства улучшили жизнь русской деревни, появились школы, больницы, почты, они помогали в организации местного кредита, дорожном строительстве. В 1870 г. была проведена городская реформа. Были созданы городские думы и городские управы; они ведали в основном хозяйственными вопросами.

Избирался городской глава, который возглавлял городскую думу и управу, координируя их деятельность. Право избирать и быть избранными имели только банкиры, владельцы домов, торгово-промышленных заведений. Основная масса населения была отстранена от участия в городском самоуправлении. Губернатор и министр внутренних дел могли наложить запрет на любое решение думы.

Судебная реформа. Новые Судебные уставы, принятые 20 ноября 1864 г., создали в России демократичную судебную систему. суд был всесословным, несменяемость судей и следователей, равенство всех перед судом. Вся судебная система России делилась на две части - местный и общий суд. Местный суд состоял из волостного суда, судившего только крестьян, и мирового суда, занимавшегося разбором мелких дел. Вся территория страны была поделена на судебные округа, в каждом из которых создавался окружной суд Более крупные делами занимались. В него входили гражданское и уголовное отделения. Гражданские дела рассматривались так называемым "коронным судом", а уголовные дела - "коронным судом" и присяжными заседателями. Присяжные назначались по жребию, После рассмотрения дела присяжные выносили вердикт о виновности или невиновности подсудимого. Обвинение в суде поддерживал прокурор, а защиту осуществлял адвокат, в ходе разбирательства обе состязающиеся стороны считались равными.

Военная реформа. Важнейшей составляющей преобразовательного процесса была военная реформа. Ее инициатором и руководителем по праву считают Д.А. Милютина,

В 1861 г. он был назначен военным министром и сразу же приступил к преобразованиям: сократил срок службы для солдат с 20 до 12 лет, отменил телесные наказания в армии.В середине 60-х гг. реформы были продолжены: был принят новый военно-судебный устав. отмена рекрутчины и введение всеобщей воинской повинности (1 января 1874 г.). Главной задачей военной реформы сокращение численности войск в мирное время и быстрая мобилизация запаса в случае войны. Воинская повинность распространялась на все мужское население с двадцатилетнего возраста. Срок службы устанавливался в б лет для армии и в 7 лет для флота. Были введены многочисленные льготы для освобождения от действительной службы. Неграмотных солдат обучали на службе. Поражение в Крымской войне заставило правительство задуматься о перевооружении армии.

Глава 15
Почему англичане называют события 1642 — 1660 гг. «великим мятежом», а события 1688 — 1689 гг. характеризуют как «Славная революция»? События 1642-59 В истории Англии принято называть гражданской войной, сами же англичане нередко характеризуют их как «великий мятеж». Он стал результатом сложившихся противоречий между правительством в л ...

Положение русского студенчества в конце XIX начале XX века. Образ русского студента в конце XIX начале XX века
В отличие от закрытых учебных заведений, в которых учились в основном дворяне, значительное число учащихся в университетах были людьми незнатными и небогатыми. Чтобы сводить концы с концами, студенты часто были вынуждены подрабатывать. Именно в XIX веке формируется привычный облик российского студента, снимающего дешевую комнату и зараб ...

Аграрная реформа Столыпина: цели, осуществление реформы, итоги и значения.
Цели аграрной реформы: развивать капитализм в стране; решить вопрос малоземелья крестьян; ликвидировать феодальные пережитки в деревне; создать в виде крепкого крестьянина-хозяйственника социальную опору в деревне; снизить революционную активность крестьян, выселить беспокой­ных (революционно настроенных) крестьян за Урал на свободн ...