Разрешение спора двух государей
Страница 2

История » Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон » Разрешение спора двух государей

5 декабря собор вновь был созван. У Никона на этот раз отняли крест, который раньше носили пе­ред ним. Никона допрашивали вперебивку о разных происшествиях, но больше всего его старались ули­чить в том, что он будто бы сказал: «Будь я ана­фема, если захочу патриаршества!» В этом свидетельствовали новгородский митрополит Питирим, твер­ской архиепископ Иоасаф и Родион Стрешнев. Никон по-прежнему уверял, что не произносил таких слов. Собор длился довольно долго, московский патриарх отрицал свою вину по всем пунктам обвинений. В конечном итоге александрийский патриарх задал вопрос греческим духовным лицам: «Чего достоин Никон?». Ему отвечали, что московский патриарх заслуживает отречения от церкви и лишения священнодействия. Александрий­ский патриарх в звании судьи вселенной, произнес приго­вор, в котором было сказано, что, по изволению Святого Духа и по власти, данной патриархам, с согласия других патриархов, по­становляют, что «отселе Никон, за свои преступле­ния, более не патриарх и не имеет права священ­нодействовать, но именуется простым иноком, старцем Никоном».

12 декабря собрались вселенские патриархи и все духовные члены собора в небольшой церкви Благовещения, в Чудовом монастыре. Привели Никона. Приговор был произнесён повторно, в нём обвиняли бывшего московского патриарха глав­ным образом за то, что он произносил хулы: на госу­даря, называя его латиномудренником, мучите­лем, обидчиком; на всех бояр; на всю русскую церковь, говоря, будто она впала в латинские дог­маты; а в особенности обвинения, направленные на газского митропо­лита Паисия, к которому питал злобу за то, что он говорил всесветлейшему синклиту о некоторых гражданских делах Никона. Ему поставили в вину низвержение коломенского епископа Павла, об­виняли в жестокости над подчинен­ными, которых он наказывал кнутом, палками, а иногда и пытал огнем. «Призванный на собор Ни­кон, — говорилось в приговоре, — явился не сми­ренным образом, как мы ему братски предписали, но осуждал нас; говорил, будто у нас нет древних престолов, и наши патриаршие рассуждения на­зывал блудословиями и баснями». С Никона сняли клобук и панагию.

На другой день утром царь прислал к Никону Родиона Стрешнева с запасом денег, мехов и одежд. Однако Никон ничего не принял. Стрешнев сказал, что царь просит прощения и благословения. На что бывший патриарх ответил: «Будем ждать суда Божия!» 13 декабря толпы народа стали собираться, чтобы поглазеть, как повезут низвержённого патриарха. Его провожало 200 стрельцов. На пути одна вдова поднесла Никону теплую одежду и двадцать руб­лей денег. Он принял это, как милостыню, при этом, отказавшись взять подачки от царя.

В Ферапонтовом монастыре (находившемся недалеко от Кирилло-Белозерского монастыря) Никон содержался под надзором присланного архимандрита Новоспасского монастыря. Ему за­прещено было писать и получать письма. Он долго не хотел принимать никаких государских запасов. Однако влияние Никона его было так велико, что и ферапонтовский игумен и архимандрит, приставлен­ные к нему, и, наконец, сам царский пристав Наумов величали его патриархом и принимали от него благословения. Царь по прошествии некоторого времени через пристава за­говорил со своим прежним другом о примирении. Никон написал царю: «Ты боишься греха, про­сишь у меня благословения, примирения, но я те­бя прощу только тогда, когда возвратишь меня из заточения».

Страницы: 1 2 3

«А что их жалеть-то супостатов».
Александр Васильевич Суворов достоин всяческого уважения и поклонения, но был, говорят, в его биографии такой эпизод. Составлял князь Италийский отчет государю о сражении минувшем вдвоем с адъютантом. А тот возьми, да и поим тересуйся: «Не много ли пишем убитых врагов, Александр Васильевич?». На что действительно гениальный полководец о ...

Вве­де­ние
Фа­шизм, как ис­то­ри­че­ское яв­ле­ние до сих пор вы­зы­ва­ет дис­кус­сии и по­ли­ти­че­ские стра­сти. Его уг­луб­лен­ное изу­че­ние не­об­хо­ди­мо в свя­зи с жи­ву­че­стью фа­ши­ст­ских идей, для пре­дот­вра­ще­ния их воз­ра­же­ния. Изу­чая ста­нов­ле­ния на­цио­нал-со­циа­лиз­ма в Гер­ма­нии мы име­ем воз­мож­ность про­сле­дить пу­ти ...

Новгородская земля
Среди русских земель Новгород занимал особое место. Его недаром звали Господин Великий Новгород. Здесь рано утвердилась княжеская власть, сыгравшая важную роль в политическом объединении Руси. Позже, когда образовалось Киевское государство, здесь укрывались князья, потерпевшие поражение в междоусобных схватках, они набирали подмогу, отс ...