Разрешение спора двух государейСтраница 2
5 декабря собор вновь был созван. У Никона на этот раз отняли крест, который раньше носили перед ним. Никона допрашивали вперебивку о разных происшествиях, но больше всего его старались уличить в том, что он будто бы сказал: «Будь я анафема, если захочу патриаршества!» В этом свидетельствовали новгородский митрополит Питирим, тверской архиепископ Иоасаф и Родион Стрешнев. Никон по-прежнему уверял, что не произносил таких слов. Собор длился довольно долго, московский патриарх отрицал свою вину по всем пунктам обвинений. В конечном итоге александрийский патриарх задал вопрос греческим духовным лицам: «Чего достоин Никон?». Ему отвечали, что московский патриарх заслуживает отречения от церкви и лишения священнодействия. Александрийский патриарх в звании судьи вселенной, произнес приговор, в котором было сказано, что, по изволению Святого Духа и по власти, данной патриархам, с согласия других патриархов, постановляют, что «отселе Никон, за свои преступления, более не патриарх и не имеет права священнодействовать, но именуется простым иноком, старцем Никоном».
12 декабря собрались вселенские патриархи и все духовные члены собора в небольшой церкви Благовещения, в Чудовом монастыре. Привели Никона. Приговор был произнесён повторно, в нём обвиняли бывшего московского патриарха главным образом за то, что он произносил хулы: на государя, называя его латиномудренником, мучителем, обидчиком; на всех бояр; на всю русскую церковь, говоря, будто она впала в латинские догматы; а в особенности обвинения, направленные на газского митрополита Паисия, к которому питал злобу за то, что он говорил всесветлейшему синклиту о некоторых гражданских делах Никона. Ему поставили в вину низвержение коломенского епископа Павла, обвиняли в жестокости над подчиненными, которых он наказывал кнутом, палками, а иногда и пытал огнем. «Призванный на собор Никон, — говорилось в приговоре, — явился не смиренным образом, как мы ему братски предписали, но осуждал нас; говорил, будто у нас нет древних престолов, и наши патриаршие рассуждения называл блудословиями и баснями». С Никона сняли клобук и панагию.
На другой день утром царь прислал к Никону Родиона Стрешнева с запасом денег, мехов и одежд. Однако Никон ничего не принял. Стрешнев сказал, что царь просит прощения и благословения. На что бывший патриарх ответил: «Будем ждать суда Божия!» 13 декабря толпы народа стали собираться, чтобы поглазеть, как повезут низвержённого патриарха. Его провожало 200 стрельцов. На пути одна вдова поднесла Никону теплую одежду и двадцать рублей денег. Он принял это, как милостыню, при этом, отказавшись взять подачки от царя.
В Ферапонтовом монастыре (находившемся недалеко от Кирилло-Белозерского монастыря) Никон содержался под надзором присланного архимандрита Новоспасского монастыря. Ему запрещено было писать и получать письма. Он долго не хотел принимать никаких государских запасов. Однако влияние Никона его было так велико, что и ферапонтовский игумен и архимандрит, приставленные к нему, и, наконец, сам царский пристав Наумов величали его патриархом и принимали от него благословения. Царь по прошествии некоторого времени через пристава заговорил со своим прежним другом о примирении. Никон написал царю: «Ты боишься греха, просишь у меня благословения, примирения, но я тебя прощу только тогда, когда возвратишь меня из заточения».
Глава 33
В социально – политической истории европейских стран в к. XIX — нач. XX вв. получили развитие реформистская и революционная тенденция. Приведите примеры проявления каждой из них в разных странах. Можно ли говорить о преобладании одной из тенденций ? Аргументируйте свою точку зрения
Германия. Поскольку Германская империя была создана си ...
Взаимоотношения
купечества и российского дворянства
Взаимоотношения купечества и дворянства были не совсем простые. Во многом их отношения усложнялись тем, что правительство было на стороне дворян и не собиралось отменять крепостное право. А это вмешательство в крепостнической России постоянно имело место в интересах дворянства, в ущерб купечеству и другим сословиям. В этом отношении инт ...
Походы на Русь. Русские земли в начале ХIII века
ХIII век был эпохой крупных изменений на политической карте Евразии. В 1204г. Крестоносцы завоевали Константинополь, связывающий Восток и Запад; образовалась Латинская империя. До 1453 г. она была одной из ведущих держав Европы.
Рыцарские ордена открыли экспансию в Прибалтике, где начался процесс складывания Литовского государства.
В ...