Последствия проникновения английского капитала в Иран. Обострение кризиса феодальных отношений
Страница 1

История » Иран в первой половине XIX в. Бабидские восстания » Последствия проникновения английского капитала в Иран. Обострение кризиса феодальных отношений

Экономический и политический упадок, который Иран переживал в XVIII — начале XIX в., облегчил вторжение колонизаторов. В свою очередь, проникновение иностранного капитала, особенно усилившееся после подписания англо-иранского договора 1841 г., резко обострило кризис феодального Ирана. Иранское ремесло и домашняя промышленность не выдержи--вали конкуренции английских фабричных товаров. Тысячи ткачей лишались работы и разорялись. Был закрыт путь к развитию мануфактур, уже существовавших в Иране. Проникновение иностранного капитала серьезно задевало интересы купечества. В стране появились иностранные торговые фирмы, находившиеся по сравнению с иранскими в привилегированном положении.

Возросшая потребность ханов в деньгах привела к тому, что часть феодальных повинностей взыскивалась теперь в денежной форме в резко увеличившихся размерах. Разорившиеся крестьяне бежали в города.

В целом вторжение иностранного капитала привело к резкому ухудшению положения большинства иранского населения — крестьянства и ремесленников, к разорению некоторых групп иранского купечества. Усилились разложение и продажность феодального государственного аппарата. Буквально все должности продавались и покупались. Взяточничество и коррупция приняли чудовищные размеры.

Все это усиливало возмущение народных масс, направленное прежде всего против шахской администрации и произвола феодалов-помещиков. Так же как в Индии и Китае, гнет колонизаторов привел в Иране к ответным революционным выступлениям народных масс, известным под названием бабидских восстаний.

Подобно восстанию тайпинов в Китае, народное движение в Иране развернулось под религиозным знаменем.

В начале XIX в. в стране существовала мусульманская секта шейхитов, последователи которой верили, что скоро должен появиться мессия — махди (букв, «ведомый всевышним»), «чтобы установить на земле справедливость после того, как она будет переполнена притеснениями». Перед этим появится человек, через которого находящийся в потустороннем мире махди сообщит свою волю людям. Он будет играть роль ворот (по-персидски «баб»), соединяющих махди с людьми.

В 1844 г. один из последователей секты шейхитов, Али-Му-хаммед (он происходил из семьи торговца и сам пять лет занимался торговлей в Бушире), провозгласил себя Бабом, а его последователей стали называть бабидами. Он обнародовал свои взгляды в книге «Беян» («Откровение»). Написанная в подражание Корану, она стала священной книгой бабидов.

Баб утверждал, что каждой эпохе истории человеческого общества соответствует своя религия, изложенная пророками в соответствующих священных книгах. Такими священными книгами были Пятикнижие, Евангелие, Коран. Теперь наступила эпоха новой религии и новой священной книги — Беяна. Однако, утверждал Баб, представители власти и высшее духовенство не хотят расстаться со старыми порядками, поэтому земля переполнена «несправедливостями и притеснениями». Он призывал создать на основе новой религии священное царство бабидов, утверждая, что первоначально оно будет создано в главных провинциях Ирана.

В новом царстве должно быть провозглашено равенство всех людей, равноправие мужчин и женщин. Все отказавшиеся принять Беян, в том числе и иностранцы, должны быть изгнаны из священной страны бабидов, а имущество их конфисковано и разделено. Ряд положений, выдвигаемых Бабом (обязательная уплата долгов, тайна торговой переписки, признание ростовщических процентов справедливым делом, право выезда из царства бабидов для торговцев, организация хорошей почты, введение единой денежной системы и т. п.), соответствовали интересам иранского купечества.

Страницы: 1 2

Положение русских казаков
При кантонной реформе 1798 г. уральские казаки составили 2 кантона, оренбургские - 5 кантонов: 1-й (исетские казаки), 2-й (чебаркульские); 3-й (уфимские), 4-й (оренбургские), 5-й (самарские). Ставропольские крещенные калмыки вошли в отдельный кантон. Кроме того, в 1807 г. был сформирован оренбургский казачий тысячный полк, несший гарниз ...

"Великие реформы" 60-70-х гг. XIX в.: судебная, земская, городская, военная, народного образования, их историческое значение
В 1864 г. Александр II провел земскую реформу. Было издано "Положение о губернских и уездных земских учреждениях", создавались выборные органы местного самоуправления — земства. Они были призваны решать проблемы населения, частично возместить дворянам утрату прежней власти. В губерниях и уездах создавались земские собрания-ра ...

Завоевание Северо-восточной Руси
В январе 1238г. по реке Оке монголы двинулись во Владимиро-Суздальскую землю. Сражение с владимиро-суздальской ратью произошло у г. Коломны, на границе Рязанской и Владимиро-Суздальской земель. В этой битве погибло владимирское войско, что фактически предопределило судьбу северо-восточной Руси. Сильное сопротивление врагу в течение пят ...