Последствия проникновения английского капитала в Иран. Обострение кризиса феодальных отношений
Страница 1

История » Иран в первой половине XIX в. Бабидские восстания » Последствия проникновения английского капитала в Иран. Обострение кризиса феодальных отношений

Экономический и политический упадок, который Иран переживал в XVIII — начале XIX в., облегчил вторжение колонизаторов. В свою очередь, проникновение иностранного капитала, особенно усилившееся после подписания англо-иранского договора 1841 г., резко обострило кризис феодального Ирана. Иранское ремесло и домашняя промышленность не выдержи--вали конкуренции английских фабричных товаров. Тысячи ткачей лишались работы и разорялись. Был закрыт путь к развитию мануфактур, уже существовавших в Иране. Проникновение иностранного капитала серьезно задевало интересы купечества. В стране появились иностранные торговые фирмы, находившиеся по сравнению с иранскими в привилегированном положении.

Возросшая потребность ханов в деньгах привела к тому, что часть феодальных повинностей взыскивалась теперь в денежной форме в резко увеличившихся размерах. Разорившиеся крестьяне бежали в города.

В целом вторжение иностранного капитала привело к резкому ухудшению положения большинства иранского населения — крестьянства и ремесленников, к разорению некоторых групп иранского купечества. Усилились разложение и продажность феодального государственного аппарата. Буквально все должности продавались и покупались. Взяточничество и коррупция приняли чудовищные размеры.

Все это усиливало возмущение народных масс, направленное прежде всего против шахской администрации и произвола феодалов-помещиков. Так же как в Индии и Китае, гнет колонизаторов привел в Иране к ответным революционным выступлениям народных масс, известным под названием бабидских восстаний.

Подобно восстанию тайпинов в Китае, народное движение в Иране развернулось под религиозным знаменем.

В начале XIX в. в стране существовала мусульманская секта шейхитов, последователи которой верили, что скоро должен появиться мессия — махди (букв, «ведомый всевышним»), «чтобы установить на земле справедливость после того, как она будет переполнена притеснениями». Перед этим появится человек, через которого находящийся в потустороннем мире махди сообщит свою волю людям. Он будет играть роль ворот (по-персидски «баб»), соединяющих махди с людьми.

В 1844 г. один из последователей секты шейхитов, Али-Му-хаммед (он происходил из семьи торговца и сам пять лет занимался торговлей в Бушире), провозгласил себя Бабом, а его последователей стали называть бабидами. Он обнародовал свои взгляды в книге «Беян» («Откровение»). Написанная в подражание Корану, она стала священной книгой бабидов.

Баб утверждал, что каждой эпохе истории человеческого общества соответствует своя религия, изложенная пророками в соответствующих священных книгах. Такими священными книгами были Пятикнижие, Евангелие, Коран. Теперь наступила эпоха новой религии и новой священной книги — Беяна. Однако, утверждал Баб, представители власти и высшее духовенство не хотят расстаться со старыми порядками, поэтому земля переполнена «несправедливостями и притеснениями». Он призывал создать на основе новой религии священное царство бабидов, утверждая, что первоначально оно будет создано в главных провинциях Ирана.

В новом царстве должно быть провозглашено равенство всех людей, равноправие мужчин и женщин. Все отказавшиеся принять Беян, в том числе и иностранцы, должны быть изгнаны из священной страны бабидов, а имущество их конфисковано и разделено. Ряд положений, выдвигаемых Бабом (обязательная уплата долгов, тайна торговой переписки, признание ростовщических процентов справедливым делом, право выезда из царства бабидов для торговцев, организация хорошей почты, введение единой денежной системы и т. п.), соответствовали интересам иранского купечества.

Страницы: 1 2

Космическая статика исторического времени в древнегреческой культуре
Историческое время порождено движением и изменением иным, чем то, что происходит в космическом круговороте. Историческое время символизируется не кругом, а прямой линией, устремленной вперед. Особенность исторического времени именно в этой устремленности к грядущему, оно в грядущем ждет раскрытия смысла. Историческое время приносит с со ...

Земская и городская контрреформы
Были проведены в 1890 и 1892 гг. Инициатором земской контрреформы был Д.А.Толстой. Эта контрреформа обеспечила преобладание дворян в земских учреждениях, вдвое сокращала число избирателей по городской курии, ограничивала выборное представительство для крестьян. В губернских земских собраниях число дворян возросло до 90 %, а в губернски ...

Нашествие Батыя на Русь. Героическое сопротивление русского народа. Установление ига Золотой Орды. Основные точки зрения на взаимоотношения Руси и Орды в XIII-XV вв.
1237-1241 гг. русские земли подверглись удару со стороны Монгольской империи, завоевавшую огромную территорию от Тихого океана до Центральной Европы. После походов на Северо-Восточную и Южную Русь монгольского войска под командованием внука основателя империи-Чингисхана-Батыя установилось так называемое монголо-татарское иго. Русские кн ...