Русская гимназия в Турции

История » Русские беженцы в России » Русская гимназия в Турции

Революционные события и Гражданская война в России привели к тому, что тысячи наших соотечественников вынуждены были покинуть Родину и расселиться в десятках разных стран мира.

Жизнь в эмиграции стала тяжелейшим испытанием для многих тысяч наших соотечественников, вынужденных покинуть Родину. После революции и гражданской войны тысячи русских детей школьного возраста оказались вне родины. По некоторым данным, публиковавшимся в 20-е годы, их насчитывалось свыше 15 тысяч.

Наличие учебных заведений было одним из факторов стабилизации эмигрантской жизни и формирования специфической русской культуры. Главной задачей русской средней школы в условиях эмиграции было "дать детям русских беженцев образование и воспитание в истинно-национальном и патриотическом духе на православных началах", "сохранить русских детей для будущей России". За образец для школ, основанных диаспорой, была принята русская гимназия.

История русской гимназии за рубежом берет свое начало в 1920 году, в турецком Константинополе, перевалочной базе российских эмигрантов. Тогда Всероссийский союз городов поставил своей целью не только спасти русских детей, но и дать им приличное образование. Не имея материальных средств, Союз в течение четырех месяцев искал людей, которые бы поддержали инициативу открытия русской гимназии-интерната.

Рассчитывать на помощь Турецкого правительства не приходилось. Десятки тысяч беженцев, непрерывным потоком хлынувших в страну и, в особенности, остатки Врангелевской армии, разместившиеся на Галлиполийском полуострове Турции, вызывали серьёзное беспокойство властей. Да и сам Константинополь не мог стать культурным центром Российского зарубежья вследствие языковых и религиозных барьеров.

Откликнулись, прежде всего, иностранцы. Американский профессор Томас Уитмор нашел помещение, оплатил его на год вперед, сам руководил ремонтом полуразрушенного турецкого дома в 32 комнаты.5 декабря 1920 года состоялось торжественное открытие гимназии в Константинополе. Первым директором стал А.П. Петров. Вскоре после открытия здесь училось 320 детей (вместо 150 по плану), часто они приходили сюда по собственной инициативе, направлял детей и Союз городов, и Красный Крест. В августе 1921г. гимназия насчитывала около 400, а к концу первого года существования - уже 550 учащихся в восьми классах.

Однако иностранной помощи и субсидий со стороны русских общественных организаций было недостаточно, и гимназия находилась под угрозой ликвидации. Учебные заведения в Константинополе вообще имели особый характер: они создавались в экстремальных условиях и имели временный характер, т.к было очевидно, что Константинополь может быть только временным пристанищем для такой огромной массы людей, отдельным этапом на пути ее дальнейшего расселения.

Лагерная экономика
Несомненно, история ГУЛАГа – это разрушенные судьбы людей, потеря близких, подорванное здоровье и несбыточные надежды. Это история страны, история детей, оставшихся без родителей в детских домах. Это история несделанных открытий, изобретений, ненаписанных книг. Это история мучений и глупости. Это история о том, как сомнительная мечта о ...

Галицко-Волынское
Юго-Западная Русь – Галицко-Волынское княжество занимало северо-восточные склоны Карпат и территорию между реками Днепр и Прут. Здесь были плодородные земли, обширные лесные массивы и большие залежи каменной соли, которую вывозили в соседние страны. Удобное географическое расположение позволяло вести успешную внешнюю торговлю.на террито ...

Невская битва
В 1240 году в Неву вошли корабли шведского отряда, который был составлен из шведов, норвежцев и финнов. Причины высадки именно в этой точке точно не известны. Однако советский историк И.П. Шаскольский считает, что это вторжение было частью согласованного плана, созданного шведами, немцами и датчанами под верховным руководством Римского ...