Заключение
Изучив источник Хеттских законов и прочитав некоторую литературу на эту тему, я сделала для себя много интересных открытий.
В хеттском праве все население страны делилось на две основные категории: свободные и несвободные.
Свободными являлись высшие слои общества и коренное население Хеттского царства. Но полностью были освобождены от всех повинностей и податей только представители знати, царские сановники, жрецы, крупные землевладельцы. Остальные же обязаны были нести воинскую повинность, за что получали от государства в пользование землю. Таким образом, большую часть свободных граждан составляли в основном земледельцы, но существовал четко оговоренный в законах класс ремесленников, живших в основном в городах и имевших землю, которую им, возможно, давало сообщество за оказанные ему услуги. Однако все владельцы земель должны были уделять какое-то время и общественным работам, например рытью колодцев и оросительных каналов. Это было необходимо, ведь главным занятием хеттов по-прежнему оставалось земледелие.
А те, кто обязаны были платить подати и нести трудовые повинности будь то в пользу царя, храма или частного лица, признавались людьми несвободного статуса. Однако и категория «несвободных» не была однородной – она включала в себя группы, с немного отличающимися правами и обязанностями.
Несвободными являлись купленные рабы, занятые в личном услужении или в ремесле, кабальные должники и те, кто был продан отцом в голодные годы.
Также к данной категории относят все население завоеванных территорий, так как все земли тогда принадлежали царю, а население именовалось военнопленными. Часто царь принимал решение давать им земли в пользование с условием несения повинностей.
Практически во всех обществах эпохи античности и том числе в Хеттском царстве раб считался просто движимым имуществом, собственностью своего хозяина, и мог быть куплен и продан как любой другой товар. Но все же рабы обладали не большой собственностью и имели некоторые права.
К особой группе рабов я отнесла царских рабов, или, как говорится в статье 52, рабов «царского мавзолея» и «сына царя». Такие слуги обладали практически теми же правами, что и обычные граждане-земледельцы. Такие люди явно не могут считаться рабами в обычном понимании этого термина, хотя наверняка и полностью зависели от своего хозяина-царя.
Такая структура хеттского общества была очень расплывчата и не имела четких границ. Ученые до сих пор спорят о положении некоторых граждан, и им предстоит еще сделать немало интересных открытий на эту тему. Я же в своем исследовании открыла лишь каплю из всего моря очень увлекательной истории о жизни хеттов – этого загадочного и малоизученного народа.
Миссия Константина Философа в Хазарии и первое обращение Руси
После отступления русского флота от Константинополя византийским властям пришлось принять меры, которые бы предотвратили любое нападение в будущем. Одним из методов византийской дипломатии в отношениях с "северными варварами" было способствование их обращению в христианство. Мы видели, что в шестом веке "гуннский" кн ...
Значение победы Синьхайской революции
Синьхайская революция, как революция национально-освободительная и антидеспотическая, победила, освободив Китай от маньчжурского ига, ликвидировав империю и на ее обломках создав республику. Вместе с тем к концу 1913 г. стало ясно, что революционные демократы народнического толка во главе с Сунь Ятсеном, сыгравшие руководящую и решающую ...
Тагиллаг – лагеря смерти
Тагиллаг был организован в 1941 г. в связи со строительством второй, "сверхлимитной" очереди Новотагильского металлургического (НТМЗ) и коксохимического заводов, объектов рудничного хозяйства и подчинялся Главному управлению лагерей промышленного строительства (Главпромстрой НКВД).
По решению СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 13 ноября ...