Заключение
В исследовательской работе была сделана попытка изучить путь развития фордизма от его истоков и до наших дней. Отправную точку развития фордизма связывают с именем Г. Форда, который является отцом - основателем этой системы и именно он впервые испытал эту систему в действии у себя на заводе. Во времена Г. Форда возникли все предпосылки для зарождения массового производства. Это развитие монополий, сращивание промышленного капитала с банковским, увеличение численности населения, рост урбанизации, появление новых отраслей промышленности, увеличение доли экспорта над импортом.
Система фордизм представляет из себя синтез, склад различных идей, которые получили своё развитие ещё в XVII - XIXвв. Сюда вошли идея разделения труда Адама Смита, идея стандартизации Эла Уитни, принцип участия рабочих в разделении прибыли предприятия Роберта Оуэна, идея движущейся ленты (конвейера).Г. Форд всего лишь доработал идею движущейся ленты. До него движущаяся лента не использовалась в тяжёлой промышленности, а использовалась, например, в мукомольной промышленности.
На практике система фордизм показала блестящие результаты. Г. Форду удалось оставить всех довольными. Во-первых, себя самого, т. к фордизм позволил сделать производство массовым и дешёвым, а в итоге очень прибыльным. Во - вторых, рабочих, т. к фордизму удалось снизить социальную напряжённость между предпринимателем и рабочими, был достигнут определённый компромисс. Предприниматель хорошо платит зарплату взамен за добросовестную работу рабочего. Г. Форд заложил основы массового производства на долгие годы.
Но время показало, что фордизм имел ряд недостатков. В первую очередь это широкое применение стандартизации, которая привела к единообразию товара, а в дальнейшем к перепроизводству. Многие покупатели были недовольны этим. При фордизме существовал один нюанс, для того чтобы запустить новую продукцию производственный завод необходимо было закрывать и заново переоборудовать, а это приводило к большим убыткам. Второй существенный недостаток фордизма это монотонная работа на конвейере. Фордизм не учитывал творческий потенциал работников, работник воспринимался как робот, который чётко выполнял свою работу. Массовое производство интересует в первую очередь количество произведённого товара, а не сотрудники.
На смену фордизму в 1980 - х гг. пришёл постфордизм, который исправил недостатки, присущие фордизму. Современное производство учитывает спрос каждого человека и старается избегать перепроизводство. Чтобы рынок стал более насыщен разнообразием товаров современная система производства стала гибкой. Гибкость заключается в том, что на одном и том же оборудовании можно изготавливать разную продукцию, меняя всего лишь компьютерную программу.
В отличие от фордизма в постфордизме центральное место занимает человек. Опыт показал, что сплочённая команда это залог успеха. Теперь рабочий имеет право участвовать в делах компании, знать все происходящие события в компании. Постфордизм учитывает творческий потенциал каждого сотрудника. Самую тяжёлую и монотонную работу теперь выполняет робот, а не человек. Рабочий может в любой момент поменять вид деятельности, для того чтобы труд был интересен, а не монотонен.
Как мы видим, фордизм за время своего развития претерпел определённые изменения, позволив преодолевать те просчёты, которые приводили к снижению конечной прибыли и вызывали напряжённость в отношениях между владельцем предприятий и рабочими. По нашему мнению, постфордизм отличается большей демократичностью, чем фордизм в первой половине XX в.
Реформы Петра
Всю государственную деятельность Петра условно можно разделить на два периода: 1695—1715 годы и 1715—1725.
Особенностью первого этапа были спешка и не всегда продуманный характер, что объяснялось ведением Северной войны. Реформы были нацелены прежде всего на сбор средств для ведения войны, проводились насильственным методом и часто не ...
Набор военно-служилого класса и общественные элементы,
пошедшие на его образование.
При таких обстоятельствах, когда внешняя борьба стала постоянной, непрерывной, и притом на огромном пространстве, стало уже не мыслимо стягивать народные ополчения как в удельную эпоху, а требовалось организовать особый, удо-боподвижный и достаточно многочисленный военный класс (враги выступали десятками тысяч и даже сотнями). Эта орган ...
Культура России во второй половине XIX в
Образование. При Александре II созданы женские гимназии и женские курсы с университетской программой. Университеты вновь получили автономию. Созданы земские училища. При Александре III большинство женских курсов закрыто, автономия университетов ограничена. Зато выросло число церковноприходских школ. Наука. И. П. Павлов разработал учение ...
