Положение свободных граждан в хеттском обществе. Организация брака и семейных отношений свободных граждан

История » Хеттское общество по хеттским законам » Положение свободных граждан в хеттском обществе. Организация брака и семейных отношений свободных граждан

К свободному классу хеттского общества относились жители коренных хеттских городов. Они были освобождены от повинностей в пользу государства и храма. К таким гражданам относятся жрецы, представители знати, царские сановники (по-видимому представители царя), также крупные землевладельцы.

В Хеттских законам мы встречаем относительно немного статей, посвященных браку и семье, в отличие, например, от законов Хаммурапи. В нашем случае указаны лишь исключительные случаи или преступления, связанные с данной темой. Из вышесказанного можно сделать вывод, что в Хеттском обществе периода Нового царства (а именно этим периодом датируется большинство законов) хетты все еще пользовались обычным правом и могли урегулировать семейные отношения при помощи традиций. Такими регулировщиками в поселениях являлись старейшины, которые не только решали данные вопросы, но и управляли всеми делами сообщества. Но и из тех законов, что мы имеем для исследования, можно сделать несколько интересных выводов о браке и семье свободных хеттов.

Семья была патриархальной, и авторитет отца был явно непоколебим. Он имел право продать своих детей за долги, продать даже свою жену, в случае, если он от нее уходит.

Если мужчина уходит от женщины…то он может продать ее; тот же, кто ее купит, должен дать 12 сиклей серебра.

Также, как считает О.Р.Генри, в хеттском обществе существовал «обычай лавирата, по которому вдова становилась женой брата покойного мужа, или его отца, или любого другого родственника». А такой обычай мог быть «только в обществе, где главенствующую роль играл мужчина». Слова автора вполне подтверждаются одной из статей закона:

Если у мужчины есть жена и если мужчина умрет, его брат возьмет его жену, потом отец его берет ее. Если его отец также умрет, то один из сыновей его брата возьмет жену, которая была у него.

Целью этого обычая было, очевидно, продолжение рода умершего. Правда, неясно, являлось ли это обязательным принципом для каждой вдовы. Но ясно одно – любое прелюбодеяние женщины при живом муже каралось смертью.

Все вышесказанное совсем не означает, что женщина-жена была абсолютно бесправна. Она имела право вместе со своим мужем выбирать мужа для своей дочери.

«А.Если девушка помолвлена с одним мужчиной, а другой ее уводит, должен возместить первому человеку то, что дал. Отец и мать ее не должны давать возмещение.

Б.Если отец и мать сами отдают ее другому мужчине, то отец и мать дают возмещение».

Также при неясных обстоятельствах мать могла отречься от сына (по мнению Дж.Маккуина – лишить наследства)

«Если мать отбросит свою одежду прочь от сына своего, то она изгоняет своего сына…».

Далее в Хеттских законах мы можем увидеть четко отрегулированный брачный обряд с выкупом, который при расторжении брачного соглашения (скорее всего – помолвки), жених должен получить обратно. За исключением того случая, если он сам откажется от девушки.

«Если мужчина еще не взял девушки себе и откажется от нее, то он должен потерять выкуп, который он за нее заплатил».

После смерти жены ее приданое оставалось там, где она жила. Если семья жила отдельно – все мужу. Если в доме отца – все оставалось там или доставалось ее детям.

«Если мужчина возьмет себе жену и приведет ее в свой дом, то он берет ее приданое вместе с ней. Если женщина там (в его доме) умрет, а ее имущество сжигают во время похорон, то мужчина должен получить ее приданое. Но если она умрет в доме отца своего и если остаются дети, то мужчина не должен получить ее приданое».

Образование политических партий в России в конце XIX - начале XX вв. Социалистические (революционные), социал-демократы, неонародники (эсеры), либеральные и консервативные (охранительно-самодержавны
Политические партии. В 1903 г. в Лондоне были приняты программа и устав РСДРП (российская социал-демократическая партия). В программе предусматривалось 2 этапа революции: 1) программа-минимум - реализация буржуазно-демократических требований/ ликвидация самодержавия, введение равного избирательного права, 8-ми часовой рабочий день; возв ...

Наследие О. Павла Флоренского
Для человека моего поколения открытие отца Павла Флоренского происходило, как минимум, дважды. Первый раз – в 1967 г., когда в малотиражном сборнике Тартуского университета со смешными, по сегодняшним дням, купюрами появилась его статья «Обратная перспектива». Трудно сейчас понять значение этой публикации, оценить усилия тех, кто ее осу ...

Съезд и его решения
Было бы неверным сказать, что возрождение донского казачества началось в начале 90-х годов проведением 11ервого Большого Круга в Москве и 17 ноября 1990 года в г. Ростове-на-Дону. Процесс культурного и духовного воз¬рождения донского казачества начался в середине 80-х и большим толчком к этому стали фольклорные праздники в ст. Вёшенской ...