Предпосылки возникновения движения ихэтуаней. Кризисная ситуация, сложившаяся на севере Китая на рубеже XIX - XX веков
Страница 1

История » Движение ихэтуаней в Цинской империи » Предпосылки возникновения движения ихэтуаней. Кризисная ситуация, сложившаяся на севере Китая на рубеже XIX - XX веков

Китай второй половины XIX века традиционно определяется как "полуколониальная и полуфеодальная страна", утратившая в результате начала мощной цивилизационной экспансии западного мира полноту государственного суверенитета. Сложившаяся ситуация вызвала настоящую революцию в традиционном китайском эгоцентричном сознании. Проблема поиска пути выхода их сложившейся ситуации активизировала все слои общества. Представители реформаторского движения (Кан Ювэй, Лян Цичао, Тань Сытун и др.) и революционеры (лидер движения - Сунь Ятсен) пытались объединить патриотизм, стремление избавиться от колониального владычества иностранных держав и от господства маньчжурской династии Цин, с идеями модернизации традиционного китайского общества, то есть перенесения на китайскую почву многих форм цивилизации, выработанных европейской ветвью мирового развития. [1]

Однако другой полюс освободительного движения был представлен силами, исповедовавшими ксенофобию, призывавшими к возвращению к устоям традиционной китайской жизни, к уничтожению и изгнанию иностранцев из Китая. Такой силой и были ихэтуани.

На протяжении почти двух десятилетий, предшествовавших восстанию ихэтуаней, почти ежегодно случались стихийные бедствия. Вот некоторые цифры. Голод, разразившийся в Северном Китае с 1887 по 1880 г., унес жизни 13 млн. человек. В 1888 г. в результате прорыва дамбы на Хуанхэ и наводнения погибло 2 млн. человек. В одной только провинции Шаньдун в течение ряда лет накануне восстания стихийному бедствию подвергалось ежегодно не менее 50 уездов. [2]

В 90-х гг. XIX в. Шэньцюань стали появляться на северо-западе Шаньдуна. И хотя они, главным образом, были сосредоточены в уезде Чипин, их последователи появились и в других, более чем 10 уездах. Основная часть этих уездов находилась в районе Великого канала и по берегам Хуанхэ. Благодаря такому географическому распространению, на северо-западе Шаньдуна особенно часто происходили стихийные бедствия и, прежде всего, наводнения. В отличие от юго-запада Шаньдуна, северо-запад провинции был очень беден, почти не была развита торговля, не существовало слоя шэньши и класса землевладельцев. Огромное количество бедняков бежало в другие районы. Процветали тайные мистические учения (прежде всего, Байляньцзяо) и магия.

Стихийные бедствия происходили из года в год, опустошительные наводнения сменялись жесточайшими засухами, уносящими жизни десятков тысяч людей. Помимо китайского населения в не менее тяжелых условиях оказались, конечно же, и иностранцы, и священники со всей своей паствой.

Восстание ихэтуаней началось на севере страны в провинции Шаньдун осенью 1898 года. Оно было поддержано 80 процентами населения. Подозревая местное чиновничество в сочувствии восставшим, цинский двор назначил на пост губернатора провинции Шаньдун генерала Юань Шикая, перед которым была поставлена задача: прекратить нападения на иностранных миссионеров, расправы с китайцами-христианами, уничтожение христианских храмов, железных дорог, телеграфных линий. Именно против этих "примет присутствия Запада" было направлено негодование восставших.

Правительство, первоначально выступавшее против ихэтуаней, решило использовать широкое народное движение в борьбе с иностранцами. В Пекин и Тяньцзин вошли отряды ихэтуаней, начавшие осаду иностранных миссий и концессий. Собрав 40-тысячную армию из подразделений восьми держав (Англия, Франция, Германия, Италия, Австро-Венгрия, Россия, США, Япония) иностранцы, преодолев сопротивление восставших в августе 1900 года заняли Пекин и принудили Китай подписать унизительный "Заключительный протокол", поставивший страну в еще более тяжелое положение. [3]

Один из последних отрядов ихэтуаней был уничтожен в начале 1901 года в северных китайских провинциях русскими казачьими полками.

Эпицентр восстания находился на севере страны не случайно. Что же представляла собой эта территория к концу XIX века?

Общеизвестно, что это был район наиболее вовлеченный в события японо-китайской войны (1894-1895). Кроме того, в конце века здесь активно действовали миссионеры, строились церкви, железные дороги, на территории концессий размещались гарнизоны иностранных войск. К 1900 году то, что уже было построено и вводилось в эксплуатацию иностранцами, было сосредоточено главным образом на севере. Говоря о сооружении иностранцами железных дорог на территории Китая, авторы монографии "История движения ихэтуаней" называют цифру 6520 ли (около 3620 км). Причем на земле, где проходили любые железные дороги огромное количество земель захватывалось силой, уничтожались дома крестьян и даже сметались целые деревни, разрушались действующие ирригационные сооружения. С 1895 по 1900 гг. иностранные державы построили в Китае 933 завода. Было открыто 7 рудников, 6 из которых находились на севере в районе провинций Чжили, Фэнтянь, Шаньдун и Внутренней Монголии.

Во второй половине XIX века миссионеры из разных стран наводнили Шаньдун, без конца расширяя масштабы своей деятельности. К 1895 году в 72 из 108 уездов провинции прослеживалась деятельность христианских миссионеров. В провинции насчитывалось свыше 1300 церквей. Количество прихожан по всей провинции равнялось 80 тысячам человек, что составляло в тот период 1/10 от общего числа прихожан по всей стране. [4]

Страницы: 1 2

Внутренняя политика Александра I в первой четверти XIX века.
В первые годы своего правления Александр I начал осуществ­лять либеральные преобразования: отменил все непопулярные для дворян меры; смягчил цензуру; вместо коллегий были учреждены министерства; законосовещательным органом стал Государственный Совет; Сенат превратился в высший судебный и контрольный орган империи; увеличилось числ ...

Губернская реформа Екатерины II
Созданная Петром I система практически в неизменном виде просуществовала около полувека. Серьезные новации начались лишь в годы царствования Екатерины II (1762 — 1796). Пик преобразований пришелся на 70-е годы XVIII века. К 1775 году Екатерина II успешно завершила три тяжелейшие войны: с Польшей, Турцией и со своим «воскресшим супругом» ...

Глава 25
О. Шпенглер назвал цивилизацию, основы которой сформировались в XVII — XVIII вв. фаустовской. Как Вы думаете, почему? Согласны ли Вы с ним? Аргументируйте свою точку зрения Всего по Шпенглеру было восемь культур: египетская, индийская, вавилонская, китайская, "аполлоновская" (греко-римская), "магическая" (византийск ...