Правовая система в западно-тюрском каганате

Западно-тюрский каганат » Правовая система в западно-тюрском каганате

Основным источником права у тюрок был обычай, но уголовные обычаи, как наиболее важные, уже стали кодифицироваться. Древние источники сообщают, что у многих племен "находится тюркское уложение, хранимое в храме. При определении наказаний берут сие уложение и решают дело".

Право собственности. При кочевом хозяйстве которым жила основная масса тюрок частная собственность могла утвердиться лишь на рабов, скот, орудия труда, оружие, предметы потребления, предметы роскоши. Основное средство производства - земля - находилась в общинной или племенной собственности. Распоряжались ею каган, его наместники, племенные вожди, т.е. феодальная верхушка тюркского общества. Каждый крупный скотовладелец старался занять обособленное от других пастбище.

В подвластных тюркам оседлых районах Семиречья возникло частное право владения пахотными землями. Порядок перехода права владения по наследству и по сделкам неизвестен.

Семейно-брачное право.

Тюрки в изучаемый период жили по отцовскому праву. Это вполне соответствовало скотоводческому характеру хозяйства у них. Знатные тюрки имели по несколько жен. Браки уже носили сословный характер. Знать не роднилась с простым народом. Женщина попала в зависимость от мужчины, на ее плечах лежали все семейные обязанности ведения тяжелого в условиях кочевого быта домашнего хозяйства. [6]

Отец и муж распоряжались имуществом семьи, в том числе и имуществом жены, которое она принесла в дом мужа; отец имел право отдать свою дочь за долги или продать в рабство.

В представлениях о родстве у тюрок долгое время сохранялись пережитки матриархата.

Уголовное право.

Применялась смертная казнь как наказание за преступление против кагана, а также за убийство других правителей; за похищение спутанной лошади (так как скот являлся основным богатством кочевников); казни подлежал соблазнитель чужой жены. Система выкупов применялась при защите собственности и личности кочевника: "укравший лошадь и другие вещи платит в 10 крат против стоимости кражи"; "повредивший глаз повинен отдать дочь, а если нет дочери, то женино имущество, изувечивший какой-либо член тела, платит лошадь".

Судебную власть в тюркском обществе осуществляли каган и представители знати (буруки и тарханы). Суд был открытым и производился по заявлению сторон.

Культурно-историческое развитие арабо–православной общины в VIII–XVIII вв.
Историческая судьба православных арабов, одного из малоизвестных осколков византийского мира, являет собой интереснейший вариант диалога цивилизаций, столкновения и синтеза различных культурно-исторических традиций. С самого начала культура арабо-православной общины носила двойственный, промежуточный характер, сочетая в себе как элемен ...

Политическая система России в Смутное время. Сущность и последствия эволюции политической роль права.
Оскудение и разорение России при Иване Грозном между тем даром не прошло. Крестьяне массами уходили на новые земли от крепостей н государственной тягости. Эксплуатация оставшихся усиливалась. Земледельцы были опутаны долгами и повинностями. Все более затруднялся переход от одного помещика к другому. При Борисе Годунове было издано еще н ...

Экономический и политический кризис в Советской России в 1920-1921 гг. Новая экономическая политика: предпосылки, содержание, сущность, противоречия, значение
В условиях голода, разрухи, народных восстаний в марте 1921 г. X съезд РКП(б) принял решение о прекращении политики военного коммунизма с его жёстким централизованным руководством экономикой и начале новой экономической политике (нэп). Нэп рассматривался как временная, хотя и длительная (по словам Ленина, "всерьез и надолго") ...