Византия и Первое болгарское царство
Страница 1

Собственно история Первого болгарского царства начинается мирным договором с Византией 679 г. установившим границы болгарского государства. Тем самым Аспарух юридически оформил международное признание возникшего на Византийской территории болгарского государства, как самостоятельной независимой державы. Юстиниан II (685–711) попытался нарушить договор с болгарами и с этой целью предпринял поход против Болгарии, но в одном из балканских проходов был разбит. Свергнутый вскоре после этого с престола он обратился за помощью к преемнику Аспаруха, князю Тервелю (702–719). Он пошел на встречу просьбе Юстиниана и в 705 г. неожиданно для византийского правительства явился со своим войском к стенам византийской столицы. В результате этого военного выступления Тервеля Юстиниан был восстановлен на престоле, Тервель же получил от византийского императора царскую мантию, был провозглашен кесарем, получил титул великого князя (1). Т.о возникшее на византийской территории Болгарское царство своим международным признанием обязано именно победоносному для болгар военному столкновению с Византией. Но не все так просто. Византия хотя и признала Болгар не желала мириться с соседством варваров, проживавших на византийских территориях и еще совершавших грабительские набеги. Византийское правительство не могло мириться с создавшимся положением вещей и посему еще раз попыталось ликвидировать варваров, но и на этот раз болгарам удалось нанести византийцам сокрушительный удар. К тому же в Византии в начале 8 в. наступили внутренние неурядицы, чем воспользовался Тервель, дважды в это время опустошивший византийские владения, и византийское правительство было вынуждено заключить с ним в 716 г. выгодный для Болгарии договор, который оставался в силе в течение всего правления Льва III (717–741) (2). Т.о. благодаря своим военным успехам, болгары получили некоторую передышку и возможность для внутреннего развития. Но до стабильности во внешнем и внутреннем положении было еще довольно далеко, т. к. государство было еще молодым и с 735 по 802 гг. Болгария становится жертвой сложных внутренних неурядиц, чем искусно пользуется византийское правительство, стараясь частью интригами, частью непрерывными военными мероприятиями, максимально ослабить политическую и военную мощь Болгарии (3). Тем самым оно старалось добить своего ненавистного соседа и узурпатора византийской территории, имеющего перед собой огромный резерв славянского населения на полуострове для дальнейшего расширения своих владений и укрепления своего политического влияния и своей мощи, угрожавших самому существованию империи. Но все усилия Византии были тщетными. Болгария продолжала с каждым годом расширять свою территорию на полуострове за счет византийских владений и укреплять политическую и военную мощь.

А тем временем новые территории Болгарии приносили ей немалые выгоды, за счет лишения Византии этих самых выгод. Так новые территориальные приобретения на северо-западе лишали Византию непосредственной сухопутной связи с западом, т.е. наносили серьезный удар по ее экономическим интересам, принося этот интерес Болгарии, что, по-видимому, и явилось главной причиной того, что византийское правительство нарушило свой мирный договор, заключенный императрицей Ириной с предшественником Крума – Кардамом, а новый император Никифор I (802–811) в 807 г. открыл военные действия против Крума (4). Начиная с этого времени болгаро-византийские отношения протекают в обстановке жесточайших военных столкновений последствиями которых, помимо появления новых земель, экономических выгод и богатой военной добычи, были ужасающие взаимоистребления массового мирного населения, кровавые погромы и грабежи. Причем «культурные» византийцы в этом отношении не уступали «варварам» Крума.

Омортаг или Мартагон (815–831) еще больше расширил границы Болгарии за счет византийской территории. Заключив с Византией тридцатилетний мирный договор, Омортаг обратил свое внимание на северо-запад и северо-восток своих владений. Ему пришлось отказаться от части своих владений на крайнем северо-западе, в Посавской Паннонии, удержав, однако за собою города Сирмиум и Сингидунум (Белград). Эти районы оставались во владении Болгарии до 1018 г., когда т.н. Первое болгарское царство, сломленное, наконец, Византией, прекратило свое существование и было превращено в византийское наместничество (5).

С именем князя Бориса связывается крупнейшее событие в истории болгарского народа, которое внесло существенные изменения во внутреннюю жизнь болгарского общества и в международное положение Болгарии и заложило основы ее новой культурной жизни и новых политических отношений. Этим событием было принятие Борисом христианской веры по византийскому обряду. Принятие христианства довольно значительно изменило развитие Болгарии, по сути, она становилась в зависимость от Византии, повторяла ее достижения, ставила ее образцом. По мнению Державина христианство было принято в результате того, что Византия неожиданно в 863 г., предприняла наступление против Бориса, вынудив его просить мира. В 865 г. Борис принял христианство от Византии, объявив его государственной религией: этого требовали, прежде всего, внешние интересы болгарского князя. Но Каждан и Литаврин оспаривают подобную точку зрения, считая, что военное столкновение не сыграло существенной роли при принятии решения о вере. Они говорят о том, что, скорее это был определенный предлог, а к принятию христианства подталкивали внутренние причины экономического, политического и социального характера (6). Они отмечают, что известные круги славянского населения в значительной своей части формально уже были христианами, т.е. культурно, а стало быть, и политически уже были втянуты в сферу византийского влияния. Акт принятия Болгарией в 9 в. христианства от Византии определял собою дальнейшее направление и характер ее культурно-политического развития. Как в организации внутреннего управления, так и в быту, в искусстве и литературе, особенно господствующих классов, правящая Болгария имела для себя высшим образцом и непререкаемым авторитетом Византию. К этому образцу она тянулась, ему она подражала, его она воспроизводила в мелочах для того, чтобы, сравнявшись с ним, состязаться с ним в борьбе за первенство власти.

Страницы: 1 2

Кирилло-Мефодиевское общество, его значение
Кирилло-Мефодиевское общество - антикрепостническая организация, созданная в Киеве в 1846 году. Названа в честь старославянских просветителей Кирилла и Мефодия. Создатели Общества профессор Киевского университета Н.И. Костомаров, служащий канцелярии генерал- губернатора Н.И. Гулак, учитель с полтавщины В.М. Белозерский (позже к ним прис ...

Присяга князей Всеволоду
Всеволод сломил сопротивление старого боярства и стал распоряжаться делами княжества столь же самовластно, как Андрей Боголюбский. Многие его враги из числа ростовских бояр погибли, другие попали в плен и лишились своих сел и конских табунов. Всеволод сурово карал соседей. Когда рязанские князья привели половцев и разграбили Владимир, В ...

Человек Западноевропейского Средневековья
Одно из наиболее сложных и противоречивых явлений средневековой западноевропейской цивилизации это менталитет человека той эпохи. Он не только отразил саму эпоху с ее катаклизмами, резкими контрастами, войнами, эпидемиями, жестким социальным делением, но во многом определил индивидуальное лицо своей эпохи и выступил предпосылкой для ста ...