Финансы
Страница 3

илтизам: мытарь, мюлтезим или мултазим, покупает за определенную сумму и на один год мукатаа, берется за взимание налогов и оставляет себе возможные излишки.

В конце XVII в. илтизам становится наиболее распространенной формой сбора налогов, поскольку она обеспечивает поступление в Казначейство фиксированных сумм без необходимости содержать администрацию и позволяет периодически проверять условия по уступке прав.

В городах главное место в контроле над экономической деятельностью отведено мухтесибу. Этот представитель администрации (называемый также ихтисаб агасы) взимает все налоги, связанные с рыночной торговлей; вследствие этого он выступает главным должностным лицом, на котором лежит обязанность проверять рынки, обеспечивать поддержание порядка и соблюдение регламентации султана, касающихся цен, прибыли и качества. Он ежемесячно контролирует лавки и ремесленников, следит за тем, чтобы используемые гири и меры не были подделаны. Находясь в подчинении у кади, он также следит за нравственностью. В крупных городах мух-тесибполучает свое занятие по системе уступки прав. В менее крупных городах Порта предоставляет его в качестве гражданского тимара.

Страницы: 1 2 3 

Палеолит на территории восточной европы
Древнейшее прошлое человечества сохранило крайне мало свидетельств, по которым можно судить о нем. Реконструируется оно в самых общих чертах, прежде всего на основании археологических данных. Археология каменного века имеет целый рад особенностей. Она широко использует новейшие достижения естественных и гуманитарных наук. Помимо предмет ...

Отличия крестьянства от холопства
Законодательное призна­ние податной ответственности землевладельцев за своих кресть­ян было завершительным делом в юридической постройке кре­постной неволи крестьян. На этой норме помирились интересы казны и землевладельцев, существенно расходившиеся. Частное землевладение стало рассеянной по всему государству полицейско-финансовой аген ...

Общая характеристика политических и правовых идей Реформации
В первой половине XVI в. в Западной и Центральной Европе развернулось широкое общественное движение, антифеодальное по своей социально-экономической и политической сути, религиозное (антикатолицистское) по своей идеологической форме. Поскольку ближайшими целями этого движения являлись «исправление» официальной доктрины римско-католическ ...