Законодательное закрепление положения студентов

История » Правовой статус студентов в конце XIX - начале XX века » Законодательное закрепление положения студентов

В 1819 году положение студентов было законодательно оформлено. Появились ученые степени действительного студента, кандидата, магистра и доктора. Действительным студентом назывался тот, кто окончил университетский курс и получил аттестат. Студент, окончивший курс и представивший на факультет письменное сочинение, получал степень кандидата. Ученая степень давала право на получение соответствующего класса в чиновнической иерархии: 14-го класса для студентов (что соответствовало чину прапорщика), 10-го для кандидатов (командир роты), 9-го для магистров и 8-го для докторов.

Согласно ст. 39–40 Закона «Об устройстве училищ» от 24 января 1803 г. «Всякой Университет должен иметь Учительский, или Педагогический институт. Студенты, принятые в оный, получают степень кандидата, соединенную с особенными выгодами в содержании.

Положенное число кандидатов преимущественно наполняется казенными воспитанниками. Они не могут без важных причин оставить учительского звания, не прослужа в нем по крайней мере шесть лет от определения к должности»[6].

Государство пыталось заинтересовать в университетском образовании и дворян. В 1809 году по инициативе М.М. Сперанского был принят указ, согласно которому чиновник не мог получить чин 7-го класса (коллежский асессор) и 5-го класса (статский советник) без предъявления университетского диплома или же сдачи специального экзамена. Среди учебных дисциплин, без которых чиновник не мог прожить, были русский и один из иностранных языков, право, государственная экономия, уголовные законы, история России, география, математика и физика. Таким образом, окончание университета становилось условием удачной карьеры.

Рост популярности университетского образования и увеличение числа студентов вели к тому, что вновь стало остро не хватать профессоров. Правительству опять пришлось приглашать преподавателей из-за рубежа. Разумеется, приезжие преподаватели не знали русского языка, а латынь, на которой они привыкли читать лекции, студенты понимали плохо. В итоге преподавателям приходилось повторять объяснения дважды: по-немецки (для тех, кто не знал французского) и по-французски (для тех, кто не знал немецкого). Меньше всего страдало от этого преподавание математики, для усвоения которой можно обойтись минимумом слов.

Вступив на престол, Александр III стал заводить строгие порядки. Они коснулись и университета. Новый устав 1884 года уничтожил профессорскую автономию и удвоил плату за слушание лекций, чтобы лишить бедноту высшего образования, и, кроме того, прибавился новый расход – студентам предписано было носить новую форму: мундиры, сюртуки и пальто с гербовыми пуговицами и фуражками с синими околышами.

Университетский устав 1884 г. стеснил университетскую автономию, дав министру просвещения право назначать ректоров (ранее избиравшихся профессурой) и не считаться с мнением профессуры при назначении преподавателей. Однако уровень университетского образования не пострадал. В начале XX в. российское университетское образование вполне соответствовало западноевропейскому, а университетская автономия была восстановлена в 1905 г.

Состав студенчества в России был намного демократичнее, чем, например, в Англии или Германии, где в университетах учились почти исключительно дети аристократии и буржуазии. Плата за обучение была невысокой и было множество «стипендиатов». Начиная с 1860-х гг., «большинство студентов состояло из необеспеченных и неимущих. В начале 70-х гг. на стипендии и пособия в Казанском университете жили 72% студентов, в Киевском и Одесском к недостаточным принадлежало 70 и 80% студентов. В Московском университете в 1876 г. было освобождено от платы 59%»![7]. В Московском университете в 1899–1900 гг. 1957 студентов из 4017 были освобождены от платы. Кроме того, 874 студента получали стипендии, учрежденные частными лицами и общественными организациями. Согласно уставу 1884 г. плата за обучение составляла 10 руб. ежегодно, в 1887 г. она была повышена до 50 руб. Студенты еще вносили от 40 до 50 руб. ежегодно на гонорары профессорам. В естественнонаучных дисциплинах полагались дополнительные лабораторные взносы.

Политические и социально-экономические предпосылки возвышения Москвы. Основные этапы развития Московского княжества. Значение возвышения Москвы и объединения вокруг нее русских земель
Причины возвышения Москвы: 1)выгодное географич полож-е (а. Здесь проходил узел сухопутных дорог с юга на север; б. Удобные водные пути; в. Моск кн-во занимало центр полож-е); 2)умелая политика моск князей (а. Все моск кн-я постоянно заботились об увеличении своих земель; б. Моск кн-я интенсивно строили дороги, города, храмы для привлеч ...

Непримиримая борьба с идеологическими противниками
В 1921 разразился голод в Поволжье. Оказать помощь вызвались норвежский полярник Ф. Нансен, американская организация АРА, гуманитарные организации Западной Европы, но они отказались сотрудничать с большевиками. Тогда Ленин, ни минуты не колеблясь, для работы в Помголе направил своих политических оппонентов Е. Д. Кускову, С. Н. Прокопови ...

Денежное жалование и поместья.
Все служилые люди получали денежное жалование. По свидетельствам Флетчера и Маржерета, бояре получали жалование от 500 до 1200 рублей, окольничие от 200 до 400 руб., московские дворяне до 100 рублей, дети боярские от 4 до 30 рублей; стрельцы рублей по 7 и по 12 четвертей ржи и овса. Но не всем и не каждый год выдавалось денежное жалован ...