Глава 18

Т. Джефферсон назвал книгу А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) лучшей книгой современности, а его соотечественник А. Гамильтон идею шотландского экономиста о способности экономики к саморегуляции оценил как фантазии. Расскажите, как отличались социально – политические взгляды этих американских лидеров. Можно ли утверждать, что в исторической судьбе США стала приоритетной концепция одного из них?

Гамильтон и Джефферсон имели во многом различные социальные и политические взгляды на развитие США. Если первый придерживался республиканских позиций, то второй был федералистом. Единственное же в чем они сходились – это в конституционной основе государства.

А. Гамильтон был последовательным сторонником сильного централизованного государства и соответственно сильной исполнительной власти. Идеалом политического устройства для него была монархическая Англия. Гамильтон предложил создать авторитарное правительство во главе с пожизненно избираемым президентом, наделенным почти неограниченными полномочиями. Это, по его мнению, должно было защитить республику от «неблагоразумия демократии», иначе — защитить интересы меньшинства населения от посягательств большинства. Он уверял, что сильная центральная власть вовсе не приведет к тирании. Также он предлагал существенно ограничить суверенитет штатов путем назначения губернаторов центральной властью.

Идеалом же Джефферсона была децентрализованная республика мелких фермеров. Их он считал «настоящими представителями великого американского народа»‚ а сельское хозяйство — источником добродетели. Джефферсон полагал лучшим то правительство, которое меньше правит («государство — ночной сторож»), выступал за сильную местную власть‚ самоуправление, ибо видел в государстве слугу народа‚ а потому настаивал на свободе прессы. «Народ — это главный субъект. И если бы мне довелось выбирать между правительством без газет и газетами без правительства‚ я без колебания выбрал бы последнее».

Джефферсон настаивал на том, что в основе политической системы государства должно лежать обязательное соблюдение прав человека и гражданина. И если Гамильтон подчеркивал необходимость лидерства исполнительной власти, ее руководство разработкой законопроектов, то Джефферсон полагал, что представители народа – граждане в состоянии сами путем дискуссий и компромиссов найти необходимое решение.

С приходом к власти в США в 1800 г. Джефферсона победила демократическая модель развития, поэтому потомки назвали его «апостолом американизма». Всей своей деятельностью Джефферсон пытался восстановить подорванное федералистами в 1790-е гг. доверие общества к народовластию и республиканской форме правления‚ к принципам свободы и равенства. Однако, будучи президентом‚ он вынужден был отказаться от некоторых своих взглядов, и в первую очередь от идеи аграрной республики. Джефферсон понял, что для настоящей политической независимости Соединенным Штатам необходима и экономическая независимость от Англии‚ а значит, нужно развивать национальную промышленность‚ торговлю‚ строить дороги и каналы, что требовало значительного участия государства. Ему пришлось продолжить начатую Гамильтоном экономическую и финансовую политику‚ направленную на укрепление хозяйства страны. В своей «Автобиографии» Джефферсон признал, что вся его жизнь была конфликтом между тем‚ что он хотел сделать‚ и тем‚ что ему приходилось делать как государственному деятелю.

Таким образом, в Соединенных Штатах приоритетной ни стала ни модель Гамильтона‚ погибшего в 1804 г. на дуэли, ни модель Джефферсона‚ которому пришлось отказаться от некоторых своих идей, взяв самое ценное у федералистов, и тем проявить себя мудрым политиком. Главное же достижение Джефферсона состояло в том‚ что он начал процесс демократизации Америки (к 1830-м гг. в стране распространилось всеобщее избирательное право, хотя пока только для белых мужчин), с той поры определявшей ее дальнейшее развитие.

«Рыцарство» поневоле.
В силе остался только при-1 каз, запрещавший действия над территорией, контроля! руемой противником. Это серьезно мешало, поскольку маневр в глубину заменился исключительно действиями из глубины, то есть 64-й АК вел только оборонительные бои. Преследовать врага было невозможно. Впрочем, американцам мешали аналогичные препятствия. Им за! ...

Глава 24
«Дух законов» Монтескье современники называли евангелием просветительства, а «Энциклопедию наук, искусств и ремесел» Д. Дидро — Библией для образованных. Как Вы думаете, почему? Шарль Луи Монтескье один из самых первых по старшинству в ряду просветителей. В «Духе законов» он заложил те основы социальных и политических взглядов, которые ...

Обязательная служба с вотчин и поместий и ее наследственность.
Мы видели, что уже до Ивана Грозного установилась обязательная служба с вотчин. При Иване Грозном в 1556 году служба с вотчин уравнена была в своих размерах со службой с поместий: вотчинники, как и помещики, обязаны были с каждых 100 четвертей земли в поле, «а в дву потому ж» выставлять одного всадника в полном вооружении. Правительство ...