Богословская и политическая доктрина Жана Кальвина
Страница 2

История » Политические и правовые идеи Реформации » Богословская и политическая доктрина Жана Кальвина

Кальвин выдвинул идею слепой покорности государственной власти. Плохой правитель - это кара за людские грехи и он не меньше, чем хороший правитель заслуживает подчинения со стороны подданных. Но при этом в случае конфликта Божьего и государственного приказа предпочтение надо отдать первому. «При повиновении властям всегда должно быть допускаемо исключение из общего правила или, точнее, при нем должно соблюдаться следующего рода правило: повиновение властям не может нас отвлекать от повиновения тому, воле которого должны быть подчинены все королевские указы, повеления которых сильнее всех законов . Господь - царь царей, или король над королями, его голос должен быть услышан всеми и раньше всякого другого».

Кальвин поддерживал идею Лютера о том, что любой правитель обязан исполнять установленные Богом законы. Государственная власть - это разновидность мирского призвания и подобно всякому иному делу, должна исполняться со всем тщанием. Превысивший свои Богом данные полномочия перестает быть правителем и не может более пользоваться правами и привилегиями правления.

Право сопротивляться тирану Кальвин признавал только за органами власти, церковью, представительными учреждениями. Оно может быть реализовано только тогда, когда исчерпаны все легальные средства воздействия на правителя. Сопротивление тирану Кальвин оправдывал с теологических позиций. С его точки зрения, сопротивление тирану и его свержение нужно рассматривать как отпадение правителя от Божьей благодати, повлекшее Божью кару.

Политико-правовые аспекты учения Кальвина невозможно оценить однозначно. В наши дни его этатизм, фатализм и непреклонность по отношению к инакомыслию вряд ли найдут себе поклонников. И все же кальвинистская идея о мирском призвании оказалась революционной. Основанная на нем трудовая этика стала мощным фактором не только экономического, но и социально-политического развития стран Европы и Америки. Раз от усилий человека что-то зависит в его жизни, то он может что-нибудь изменить и в государстве.

Эта простая истина развернулась в учения об общественном договоре и народном суверенитете, столь характерные для Нового времени.

Еще более важной оказалась идея оправданного Божьим замыслом восстания против тирана. Не случайно провозвестники и идеологи Английской и Американской революций базировали свои теоретические рассуждения на идеях женевского реформатора.

Страницы: 1 2 

Второй кризис.
Внутренняя и внешняя политика 1-го коалиционного правительства(6 мая- 2 июля) вызвали новый взрыв недовольства. Оно достигло значительного размаха летом 1917г. в результате провала наступления русской армии и угроза кадетов развалить коалицию и вылилось в июльские события 1917г. 3-4 июля состоялись массовые вооруженные демонстрации рабо ...

Япония ХУШ – Х1Х вв
Конец ХУ11 – начало ХУШ вв. были отмечены ухудшением общей экономической ситуации стране. Разрыв между уровнем жизни самурайства и простого народа чрезвычайно возрос. Сёгунский двор устраивал пышные торжества и многочисленные праздники, покровительствовал различным искусствам. Даймё подражали жизни при дворе, тратили огромные средства и ...

Завоевательные походы Кира. Завоевание Лидии
Завладев Мидийским царством, причем некоторые области пришлось подчинить военной силой, Кир стал продолжать политику завоеваний, начатую Киаксаром. Но Киаксар действовал только в мидийских интересах, (Кир же при проведении своей политики опирался не только на персов и мидян, но и на известные группы господствующего класса передовых стра ...