Богословская и политическая доктрина Жана Кальвина
Страница 2

История » Политические и правовые идеи Реформации » Богословская и политическая доктрина Жана Кальвина

Кальвин выдвинул идею слепой покорности государственной власти. Плохой правитель - это кара за людские грехи и он не меньше, чем хороший правитель заслуживает подчинения со стороны подданных. Но при этом в случае конфликта Божьего и государственного приказа предпочтение надо отдать первому. «При повиновении властям всегда должно быть допускаемо исключение из общего правила или, точнее, при нем должно соблюдаться следующего рода правило: повиновение властям не может нас отвлекать от повиновения тому, воле которого должны быть подчинены все королевские указы, повеления которых сильнее всех законов . Господь - царь царей, или король над королями, его голос должен быть услышан всеми и раньше всякого другого».

Кальвин поддерживал идею Лютера о том, что любой правитель обязан исполнять установленные Богом законы. Государственная власть - это разновидность мирского призвания и подобно всякому иному делу, должна исполняться со всем тщанием. Превысивший свои Богом данные полномочия перестает быть правителем и не может более пользоваться правами и привилегиями правления.

Право сопротивляться тирану Кальвин признавал только за органами власти, церковью, представительными учреждениями. Оно может быть реализовано только тогда, когда исчерпаны все легальные средства воздействия на правителя. Сопротивление тирану Кальвин оправдывал с теологических позиций. С его точки зрения, сопротивление тирану и его свержение нужно рассматривать как отпадение правителя от Божьей благодати, повлекшее Божью кару.

Политико-правовые аспекты учения Кальвина невозможно оценить однозначно. В наши дни его этатизм, фатализм и непреклонность по отношению к инакомыслию вряд ли найдут себе поклонников. И все же кальвинистская идея о мирском призвании оказалась революционной. Основанная на нем трудовая этика стала мощным фактором не только экономического, но и социально-политического развития стран Европы и Америки. Раз от усилий человека что-то зависит в его жизни, то он может что-нибудь изменить и в государстве.

Эта простая истина развернулась в учения об общественном договоре и народном суверенитете, столь характерные для Нового времени.

Еще более важной оказалась идея оправданного Божьим замыслом восстания против тирана. Не случайно провозвестники и идеологи Английской и Американской революций базировали свои теоретические рассуждения на идеях женевского реформатора.

Страницы: 1 2 

Новая экономическая политика: предпосылки, сущность, итоги
Конкретные шаги по внедрению экономических стимулов в народное хозяйство начались весной 1921 г. при выполнении решений X съезда РКП(б) о замене продовольственной разверстки натуральным налогом и допущении товарообмена в пределах местного хозяйственного оборота. В среднем размеры натурального налога оказались на 30-50 % ниже размеров пр ...

Противоречивое развитие России после реформ
В первые годы после реформ начался экономический подъем, развивался рынок, стал формироваться новый класс – рабочие. Сельское население началось дробиться на сельскую буржуазию, бедняков и середняков. К концу второй половины 19 века 2% населения страны составили крупная буржуазия, помещики, высшие чиновники и военные, 18% - зажиточные ...

Возникновение и развитие «Фаши ди комбаттименто»
В 1919 году появилась новая политическая сила, не признававшая правил парламентской игры, опиравшаяся на оружие, военную дисциплину и безудержную демагогию. Это были знаменитые Фаши ди комбаттименто – боевые группы. Оформленные как местные организации, дабы подчеркнуть связь с местным населением и региональными проблемами, не имевшие пе ...