Ход военной операции. Предшествующие события

Сталинградская битва » Ход военной операции. Предшествующие события

22 июня 1941 года Германия и её союзники вторглись на территорию Советского Союза, быстро продвигаясь вглубь. Потерпев поражения в ходе боёв летом–осенью 1941, советские войска контратаковали во время битвы за Москву в декабре 1941 года. Истощённые немецкие войска, плохо экипированные для боевых действий зимой и с растянутыми тылами, были остановлены на подступах к столице и отброшены назад.

Зимой 1941–1942 гг. фронт, в конце концов, стабилизировался. Планы нового наступления на Москву были отвергнуты Гитлером, несмотря на то, что его генералы настаивали именно на этом варианте – он считал, что атака на Москву была бы слишком предсказуемой.

По всем этим причинам немецкое командование рассматривало планы новых наступлений на севере и юге. Наступление на юг СССР обеспечило бы контроль над нефтяными месторождениями Кавказа (районов Грозного и Баку), а также над рекой Волгой – главной транспортной артерией, связывавшей европейскую часть страны с Закавказьем и Средней Азией. Победа Германии на юге Советского Союза могла бы серьёзно повредить советскую военную машину и экономику.

Советское руководство, ободрённое успехами под Москвой, попыталось перехватить стратегическую инициативу и в мае 1942 бросило крупные силы в наступление под Харьковом. Наступление началось из Барвенковского выступа южнее Харькова, который образовался в результате зимнего наступления Юго-Западного Фронта (особенностью этого наступления было использование нового советского подвижного соединения – танкового корпуса, который по количеству танков и артиллерии примерно соответствовал немецкой танковой дивизии, но значительно уступал ей по числу мотопехоты). Немцы же в это время параллельно планировали операцию по срезанию Барвенковского выступа.

Наступление Красной Армии оказалось настолько неожиданным для вермахта, что едва не кончилось катастрофой для группы армий «Юг». Однако немцы решили не менять планы и, благодаря концентрации войск на флангах выступа, прорвали оборону советских войск. Большая часть Юго-Западного Фронта оказалась в окружении. В последующих трёхнедельных боях, известных, как «вторая битва за Харьков», наступающие части Красной Армии потерпели тяжёлое поражение. Только в плен по немецким данным попало более 200 тыс. человек (по советским архивным данным безвозвратные потери РККА составили 170 958 человек), было потеряно много тяжёлого вооружения. После этого фронт южнее Воронежа оказался практически открыт. Ключ к Кавказу, город Ростов-на-Дону, который в ноябре 1941 удалось отстоять с таким трудом, был потерян.

После Харьковской катастрофы Красной Армии в мае 1942, Гитлер вмешался в стратегическое планирование, приказав группе армий «Юг» разделиться на две. Группа армий «А» должна была продолжить наступление на Северный Кавказ. Группа армий «Б», включающая 6-ю армию Фридриха Паулюса и 4-ю танковую армию Г. Гота, должна была двигаться на восток по направлению к Волге и Сталинграду.

Глава четвертая. Первое и второе ополчение.изгнание интервентов
Голос патриарха Гермогена был скоро услышан. Уже в самом начале 1611 г. начинается широкое патриотическое движение в стране. Города переписываются между собою, чтоб всем прийти в соединение, собирать ратных людей и идти на выручку к Москве. "Главный двигатель восстания . был патриарх, по мановению которого, во имя веры, вставала и ...

Новгородская земля
Среди русских земель Новгород занимал особое место. Его недаром звали Господин Великий Новгород. Здесь рано утвердилась княжеская власть, сыгравшая важную роль в политическом объединении Руси. Позже, когда образовалось Киевское государство, здесь укрывались князья, потерпевшие поражение в междоусобных схватках, они набирали подмогу, отс ...

Вве­де­ние
Фа­шизм, как ис­то­ри­че­ское яв­ле­ние до сих пор вы­зы­ва­ет дис­кус­сии и по­ли­ти­че­ские стра­сти. Его уг­луб­лен­ное изу­че­ние не­об­хо­ди­мо в свя­зи с жи­ву­че­стью фа­ши­ст­ских идей, для пре­дот­вра­ще­ния их воз­ра­же­ния. Изу­чая ста­нов­ле­ния на­цио­нал-со­циа­лиз­ма в Гер­ма­нии мы име­ем воз­мож­ность про­сле­дить пу­ти ...