Введение
Страница 1

Личность А.С. Суворина занимает видное место среди просветителей второй половины XIX века. В конце века он законно занимал свое место в так называемой «большой тройке» российских книгоиздателей – Сытин, Суворин, Маркс. Однако, в историю Суворин вошел не только как крупнейший книгоиздатель, но и как известный журналист, писатель, драматург, критик, создатель самого долговременного частного театра в Петербурге. К сожалению, после револлюции 1917 года личность деятельность Суворина оценивались с позиций, изложенных В.И. Лениным в статье-некрологе с ёмким заголовком “Карьера”.

Актуальность данной темы я вижу в том, что ее изучение будет способствовать правильной оценке места и роли А.С. Суворина в истории российской литературы, журналистики и просвещения.

Объектом исследования является просветительская деятельность А.С. Суворина.

Предметом исследования – вклад Суворина в русскую журналистику, книгоиздательское дело и театральное искусство.

Главным и наиболее информативным источником по заявленной теме является, безусловно, дневник самого А.С. Суворина. Дневник дошел до нас в неполном виде, но именно эти отрывочные записи помогают расскрыть внутренний мир автора. Если судить по изданной на сегодняшний день версии, свой дневник Суворин начал писать в 1873 году и вел его до самой смерти. Дневник информативен по своему содержанию, но как и все источники подобного типа достаточно субъективен.

Также к источникам мы относим “Маленькие письма” Суворина, которые публиковальсь в “Новом времени” с 1889 по 1908 годы. Они печатались отдельной рубрикой, иногда с большими паузами, без какой-либо обязательной периодичности, но с определенной внутренней закономерностью, образуя своего рода замкнутые циклы в зависимости от важности происходивших событий и от суъективного взгляда и желания автора – например, о Лжедмитрии, о студенческих волнениях в России, о Государственной думе, о событиях в Китае и на Дальнем Востоке.[1] “Маленькие письма” Суворина – замечательный документ эпохи, важнейший источник по истории России конца XIX начала XX века. В настоящее время они почти не изучены. Разбросанные по страницам “Нового времени” они совсем недавно, в 2005 году, были собраны воедино и опубликованы в 2-х томах.(“В ожидании века XX. Маленькие письма 1889-1903” и “Алексей Суворин. Русско-японская война и русская революция. Маленькие письма 1904-1908”). Этот факт позволяет говорить о малой степени изученности публицистической и журналистской деятельности Суворина.

Не менее важное значение имеют и воспоминания современников Суворина. Особенно часто в своей работе я обращалась к воспоминаниям журналиста, историка и публициста Б.Б. Глинского, публициста М.О. Меньшикова, драматурга и режисера Е.П. Карпова. Также свои воспоминания о Суворине оставили С.Н. Шубинский, Н.М. Ежов, В.В. Розанов, В.А. Теляковский, В.М. Грибовский, А.В. Амфитеатров и многие другие видные представители литературных, театральных и политичесих кругов.

Третья глава “Суворин и театр” построена в основном на материале воспоминаний современника Суворина Е. Карпова, поэтому я считаю необходимостью сказать несколько слов об авторе. Карпов Евтихий Павлович (1857-1926), театральный деятель и драматург, начинал сценическую деятельность как актер в 1887 году на провинциальной сцене, с 1889 года ставил спектакли в народных театрах для рабочих и крестьян. Неоднократно ставил пьесы А. Островского, А. Чехова, М. Горького. Автор пьес, шедших на столичных и провинциальных сценах ("На земной ниве", "Сила любви", "Чары любви", "Сумерки", "Илья Муромец", "Житие привольное", "Рабочая слободка", "Рай земной", "Ранняя осень"). В 1896 -1926 годах режиссер и главный режиссер Александрийского театра. Статья Е. П. Карпова «А. С. Суворин и основание театра литературно-артистического кружка. Странички из воспоминаний «Минувшее» была напечатана в журнале «Исторический Вестник» (1914, № 8, с. 449-470, № 9, с. 873-902).[2]

Страницы: 1 2 3

Русская эмигрантская пресса и освещение событий в пореформенной России
История эмигрантской печати тесно связана с именами Александра Ивановича Герцена и Николая Платоновича Огарева, создавшими в середине 19 века в Лондоне Вольную русскую типографию. Середина 19 века, как мы помним, - время тяжелое, журналистика подвергается жестоким цензурным репрессиям. Свобода излагать свои мысли была дарована только т ...

Ус­та­нов­ле­ние ре­жи­ма лич­ной вла­сти А. Гит­ле­ра над Гер­ма­ни­ей.
До­би­ва­ясь пер­вен­ст­ва в пар­тии, Гит­лер, од­на­ко, ни­ко­гда не за­бы­вал свое вла­сти в Гер­ма­нии. Пер­вая по­пыт­ка пе­ре­во­ро­та в стра­не бы­ла пред­при­ня­та им и его пар­ти­ей 8-9 но­яб­ря 1923 го­да – так на­зы­вае­мый пив­ной путч, ко­то­рый за­вер­шил­ся по­ра­же­ни­ем. Имен­но эти но­ябрь­ские со­бы­тия ста­ли по­во­ро ...

Международные отношения и внешняя политика СССР в послевоенные годы. Начало «Холодной войны».(45-53гг.)
Антифашистская коалиция распалась. Усилилось противостояние США и СССР. Мир втянулся в изнурительную «холодную войну», которая может быть охарактеризована как состояние военно – политической конфронтации и балансирования на грани мировой ядерной войны, сопровождавшееся гонкой вооружений, идеологической и психологической войной, локальны ...